Да, абсолютный факт, что биохимический состав пищи, скорее всего, изменился и изменился резко за последнее столетие. Оскудела почва, часто протравливаемая химикатами (говорят уже о скрытом голоде растений!), животных прикармливают гормонами и антибиотиками, все продукты напичканы красителями, вкусовыми добавками, консервантами. В овощах и фруктах снизилось количество микроэлементов, в продуктах животного происхождения возможны всяческие неожиданности.
Эту-то проблему якобы призваны решить витамины, БАДы (с очень неясными последствиями) и прочая. Сами мы тоже избирательнее начинаем относиться к потребляемой пище, читаем литературу, с успехом колдуем на кухне, на даче уже не истребляем сорняки под корень (как класс, так сказать), лопаем витаминные комплексы. Мы старательно пытаемся компенсировать дефицит йода, магния, кальция, железа и всего остального, что нам совершенно необходимо для обмена веществ. И правильно делаем.
Скрытый голод — причина не только охватившей весь западный мир эпидемии ожирения, но и других, очень серьезных заболеваний. Очень давно люди поняли, к чему приводил недостаток витамина С — цинге, разными способами, в зависимости от местонахождения, избавлялись от нее. Сейчас всем известно, какую страшную роль может сыграть дефицит йода, например, а особенно — в детстве.
Но мне нигде не удалось встретить размышления психологов о скрытом эмоциональной голоде. То есть о потребности человека в получении полноценных эмоций, связанных с подлинными, а не мнимыми переживаниями. Казалось бы, у человека все есть: белки, жиры, углеводы (дом, квартира, машина, семья), ан нет! — какие-то кризисы, недовольства, чувство неудовлетворенности. С одной стороны — «сыт Пахомушка по горло», а с другой — «мне что-то грустно, на сердце туман». И речь ведь часто идет о вполне благополучных людях, с замечательным детством, сытым отрочеством и обеспеченной родителями юностью. Ну, и, конечно, состоявшейся, даже состоятельной зрелостью. Не знают эти люди, что такое недоедание, борьба за существование, неведомы им такие понятия как нереализованность, тем более — «недолюбленность» (а, может, кто-то не сознает, что он в жизни просто не дострадал?).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
(Лермонтов).
Понятие «духовного голода» уже вошло в лексикон культурологов, богословов
А к чему приводит дефицит, скажем, нежности, кто знает? Особенно, если, казалось бы, в семье все в порядке? А ведь психологи вычислили даже, сколько раз нужно обнимать своего ребенка: представьте, 8 объятий в день, не считая утренне-вечерних, иначе возможны проблемы в будущем. А сколько раз в день нужно обнимать мужа, жену, маму — кто б подсказал?
А просто утраченная патриархальность и многодетность в семье — сохранилась ли в ней потребность? А глубокое и непосредствнное религиозное чувство — неужели за сотню лет эта свойственная всем нашим предкам форма духовной жизни полностью испарилась? («Стыдно мне, что я в Бога не верил. Горько мне, что не верю теперь» — Есенин). А ведь это фундаментальные эмоциональные пласты, которые составляли основу бытия на протяжении тысячелетий.
Трудно в наш динамичный век сохранять способность к выражению и сильных, требующих многих душевных сил, чувств и страстей. А потребность, скрытая, дремлющая, никуда, видимо, не делась.
Мало мне воздуха, мало мне хлеба,
Льды, как сорочку, сорвать бы мне с плеч,
В горло вобрать бы лучистое небо,
Между двумя океанами лечь,
Под ноги лечь у тебя на дороге
Звездной песчинкою в звездный песок,
Чтоб над тобою крылатые боги
Перелетали с цветка на цветок.
(Арсений Тарковский.)