«Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения», — такое объяснение есть в толковом словаре.
Словари зафиксировали бытовой смысл этого слова: благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь; покой и довольство; осуществленное желание… Так многозначно понималось и понимается это слово.
В словарях всё легко и понятно. Иное в жизни. Достижимо ли такое состояние, или оно всего-навсего прекрасная мечта, существующая в идеале как цель, как призрак, как неуловимая Синяя птица?
Можно ли говорить о каком-то общем понятии, равнозначном для всех, если даже в словаре Даля указывается на зависимость счастья от вкусов, убеждений и привычек человека? В самом деле, нет ничего более индивидуального, чем представление о счастье, любви, прекрасном. Сколько людей, столько и представлений.
Потому что, охватывая все человеческое существо до самых глубин, счастье вмещает в себя весь индивидуальный опыт жизни именно этого человека, весь опыт жизни его народа, его класса, его среды и вместе с тем уровень его индивидуальной культуры, его индивидуального развития. Недаром же пелось в популярной одно время песенке: «Ведь счастье у всякого неодинаково — надо понимать!»
А надо ли понимать? И вообще — объективная ли категория? Или вполне достаточно субъективной самооценки: я считаю себя счастливым, значит, так оно и есть, и никто не вправе подвергнуть это сомнению?
Именно масштабность и значительность счастья, я считаю, не позволяют свести его к довольству, радости, наслаждению. Все эти слова только лишь компоненты счастья, не больше. Приравнять счастье к ним значило бы умалить, обеднить его.
Конечно, счастье не может быть угрюмым, скучным, безрадостным. Но оно может быть и задумчивым, и потрясенным, и героическим. По моему мнению, его невозможно приобрести ни за какие богатства мира, но зато, если оно есть, оно может противостоять самым тяжелым жизненным испытаниям.
В разные времена у разных людей неодинаково было представление о счастье, но всякий раз в нем присутствовало то, что можно было бы назвать самоотдачей, самозабвением, когда у человека оказывались какие-то ценности, большие, нежели он сам, большие, чем его личное благополучие или существование:
— Несчастен, кто берет, но не дает взаимно,
Я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки)
— Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу
людей. (Дени Дидро)
— У нас с тобой, страна моя,
Одни леса и реки,
Одни враги, одни друзья,
Одна судьба навеки.
Часов и дней не торопя,
Я знаю — это счастье
Всё время чувствовать себя
Твоею малой частью. (Джубан Молдагалиев)
Эти люди не сговаривались друг с другом, персидский поэт IХ века, французский философ ХVIII столетия, немецкий композитор и казахский поэт. Они писали о том, что почувствовали и пережили сами, я думаю, не ошибусь, если скажу, что они тоже сделали собственное счастье своими руками.
Для меня сама мысль о настоящем счастье прекрасна, она вселяет надежду, заставляет верить только в лучшее, в сказочное! Вдохновляет настолько, что ты постоянно улыбаешься и даже пишешь стихи! (Примите, пожалуйста, мои скромные стихи)
Кто сказал, что люди не летают?
Опровергну: это ложь!
Докажу, я это точно знаю!
И от этого бросает в дрожь…
Кто сказал, что крыльев нет у нас?
Что земные все, лишь бегают да ходят…
И поверить в это кто заставил вас?
Кто же точно знает, что это такое?
Я уверена, все мы когда-нибудь летали!
Как сейчас лечу от счастья я.
Преодолевая расстояния все и дали,
От любви от тела отрывается душа!
И в неведомом полёте
Забываю даже воздухом наполнить грудь!
Я лечу, как ангел в небосводе,
И назад хочу забыть я путь:
Ту дорогу, в мир совсем иной, —
Тёмный, полный грусти, мрака и печали.
Я хочу остаться ангелом с тобой
И лететь в те сказочные дали…
Да, счастье — это и просто и сложно. Счастье — это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, любить свою будущую профессию.
Свое личное настоящее счастье, свою жизнь мы должны делать сами своими руками. Есть такая притча: «Жил когда-то на свете добрый бог, и была у него волшебная глина. Из этой глины сделал бог пищу, жилище, орудие труда, а вот счастье, сколько ни старался, не смог. Тогда отдал бог этот небольшой кусочек глины человеку и сказал: „А счастье свое делай сам!“ И исчез».
С тех пор, вероятно, и делает человек свое счастье сам, не надеясь ни на богов, ни даже на друзей. Счастье лишь в твоих руках! И в свои девятнадцать лет я это точно знаю!