Не так давно я смотрел документальный фильм, посвященный как раз этой теме. Людей, которых там показали, можно условно разделить на два типа: поклонников и фанатов.
К первой категории относится, например, поклонник Владимира Кузьмина, которому с юных лет говорили, что он очень похож на этого певца. С тех пор, как на одном из концертов состоялась встреча настоящего Кузьмина и Кузьмина «местного розлива», между ними завязались приятельские отношения.
Поклонница братьев Запашных запросто ходит на репетиции смотреть, как они готовят номера со своими полосатыми красавцами. В этот же ряд можно поставить поклонницу одной из вокально-инструментальных групп, которая каждый раз, когда эта группа приезжает на гастроли в её город, исправно идет за кулисы и берёт автограф у солистки. Причем заметно, что она весьма гордится тем, что делает всё правильно, добиваясь своего, никого при этом не раздражая.
Среди поклонников Аллы Пугачёвой есть девушка, с которой они познакомились на Рождественских Встречах в 1998 году. Тогда примадонна сама приблизила к себе её инвалидную коляску, и весь концерт трепетно опекала свою почитательницу. Их отношения переросли в крепкую дружбу.
Ко второй категории можно отнести фанатов в худшем смысла этого слова. Например, к Стасу Пьехе в ресторане подваливал уже весьма зрелый мужчина, который протягивал ему банку варенья от своей жены и требовал непременно попробовать угощение. Андрей Разин из группы «Ласковый май» вспоминает леденящее душу высказывание одной девушки, которая говорила, что согласна пойти в тюрьму, убив Юрия Шатунова, только чтобы он никому не достался.
Как сделать так, чтобы встреча поклонника и звезды была приятна обоим?
Ученые утверждают, что у человека есть ряд инстинктов. Допустим, еда — никто не учит нас глотать, самозащита — глаз сам моргает, когда к нему что-то приближается, сексуальное влечение — оставляю без комментариев. Но суть вся в том, что на нынешнем витке цивилизации инстинкты в чистом виде, какими бы незыблемыми они не были, самостоятельными игроками не являются. Над ними принято делать надстройки, облекая их в приглядный вид. Для еды, например, такой надстройкой являются правила поведения за столом. Сексуальное влечение, этот аспект человеческого бытия, завуалирован умением знакомиться, искусством обольщения, приёмами флирта… Надеюсь, продолжать не нужно.
Один из важнейших инстинктов человека — общение. Положим, язык есть у всех, и связать пару слов способен каждый. Но в серьёзных ситуациях на первый план выходит другое понятие — коммуникабельность, то есть способность быть приятным в общении. А этот навык, как и любые другие навыки, приобретается только с опытом. Представьте себе человека, который был неприметным среди своих приятелей и общительностью не отличался. Когда на него нахлынут чувства (а они рано или поздно нахлынут на любого из нас), он просто не будет знать, как с этим справиться. Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы разом решить все проблемы, но мне очень хочется обратиться к тем, которым от невысказанных чувств, что называется, белый свет не мил.
1. Не влюбляйтесь в одну звезду. Помните: сходит с ума только Отелло, а Казанова пишет увлекательные рассказы о своих подвигах.
2. Оказавшись близко к знаменитости, вспомните, что на самом деле это обыкновенный человек, который охотнее даст автограф не тому, кто издаст звериный рёв, а тому, кто просто поздоровается.
3. Не пытайтесь навязать своё общество, силой пробравшись за кулисы или в гримёрную. Если вас не пустили дальше порога, обменяйтесь парой дежурных слов и вежливо попрощайтесь.
От условностей в этом мире никуда не деться. Холден Колфилд, герой культового романа Джерома Селенджера «Над пропастью во ржи», конфликтовал с окружающей действительностью, считая, что в людях слишком много лицемерия и снобизма. Посмотрите на это с другой стороны. Ведь жизнь — это игра, а в игре должны быть правила. Умение вырабатывать стратегию поведения понадобится не только в погоне за автографом, но и при налаживании карьеры, и даже в отношениях с друзьями. А когда что-то в этой жизни не удаётся, на помощь может придти старая формулировка: «Как-нибудь в другой раз».