Умение говорить «нет» не имеет ничего общего с эгоизмом и бюрократическим «Отказать!». К примеру, у каждого человека есть полное право не испытывать желания провести выходные на даче, пойти в театр или пить в данный момент пиво литрами. Точно так же он вправе отвергнуть чьи-либо требования, если чувствует, что ему не хочется их выполнять.
Техника отказа — зеркальное отражение способности настоять на своем.
Приведу вам тексты двух писем, которыми в начале прошлого века воспользовались одна китайская газета и один японский журнал, чтобы отклонить рукописи, которые не хотели публиковать.
Китайский вариант выглядел так:
Достопочтенный брат Луны и Солнца!
Ваш раб припадает к Вашим стопам. Целую землю, на которой Вы стоите, и прошу лишь об одном: дозвольте мне молвить слово, оставшись среди живых.
Вашу рукопись, о многоуважаемый, мы, преисполненные преданности к Вам, восхищения и блаженства, прочли. Клянемся душами предков, доселе нам не случалось читать ничего более возвышенного. Преисполненные уважения и страха, возвращаем рукопись Вам. Если бы мы отважились напечатать такое сокровище, издатель предписал бы нам постоянно иметь Ваш труд перед глазами. Жемчужины, подобные этой, встречаются раз в десять тысяч лет. Посему возвращаем Вам сие восхитительнейшее творение. Покорнейше просим извинить нас.Реклама
Японский журнал поступил так:
Оба отказа, по сути, — ложь, облеченная в пышные фразы. Речь идет об отточенных в литературном отношении приемах того, как выкрутиться из положения посредством разного рода хитростей и недомолвок. И хотя мы не умеем выражаться так цветисто, как восточные редакторы, но в таких ситуациях умеем справляться ничуть не хуже.Дорогой сын!
Ваша статья — произведение истинного мастера. Ваш стиль неподражаем. Сам Окакура Казуко, Величайший из Великих, не сумел бы написать лучше. С севера на юг и с запада на восток не сыщешь того, кто сравнился бы с вами. Ваш труд прекрасен и позвольте вновь возложить его на Ваши колени. Оставайтесь и впредь нашим подписчиком и благожелателем.