Я отказалась, но предложила после занятия поговорить с каждым желающим индивидуально, — вообще не люблю публичное обсуждение индивидуальных психологических портретов, это мне кажется похожим на раздевание человека. Короче, дело закончилось тем, что муж мой, собиравшийся дождаться окончания этих бесед на улице, заявился в аудиторию в весьма воинственном настроении от того, что уже замёрз, а я никак не могла закончить процесс (формально-то могла, но нельзя же было с одним человеком долго обсуждать, а с другим — в двух словах). Рассказываю не ради похвальбы, а затем, чтобы сообщить: после двадцати без малого персон (слава богу, была связка из двух рисуночных тестов, которая позволяла сопоставлять итоги тестирования) была подобна выжатому лимону.
Не верьте никому, кто скажет по рисунку: это так, а это — этак, и легкой улыбкой отправится по своим делам. Чтобы «читать» проективный текст, нужно много сил, потребляющих знания, умения и ощущения специалиста, предложившего такую методику. Очень часто мой рассказ о рисунке автор его перебивает репликами: «Да, это так!», «А откуда вы это знаете?!»
А в популярных изданиях порой трактовки излагаются с такой категоричной простотой, что становятся похожими на сонники: «если это — то», «если так — то значит…». Не бывает «только этого» и «только так» в проективных методиках! По определению. Использовать их может специалист, а если вы, прочитав — услышав, что значит тот или иной сюжет-мотив-фрагмент-символ, пойдете за «прямым значением», то можете, пусть и посчитав себя сведущим, наломать дров.
Ещё одно важное условие: результаты тестирования отражают состояние человека «здесь и сейчас». Осторожнее с обобщениями! Ребёнок нарисовал поход в зоопарк, и при этом на листе бумаги не нашлось места для одного из родителей? Ну и что! А может, он недавно был там только с одним из них. А может, именно сейчас он сердит на того, кому «отказал в присутствии» в сюжете. Восприятие меняется, так что не стоит абсолютизировать данные, полученные в отдельно взятый момент времени. Тогда уж, по крайней мере, надо смотреть циклы рисунков.
Вот почему после «чтения» картинки я часто говорю её автору (если он взрослый): «Твой рисунок показывает тебя таким, какой ты был до этой минуты. Раз информация стала доступной сознанию, ты уже меняешься и никогда не будешь таким, как раньше». Как правило, это вызывает заметный энтузиазм. И в этом ещё одно преимущество рисуночных тестов: психодиагностика совмещена по времении с коррекцией состояния.
А теперь — о самом важном. Чтобы использовать рисуночные тесты в психологической практике, нужны не только знания и опыт, который, как известно, дело наживное. Превыше всего — любовь к человеку. Лишь с нею можно помочь личности не только решить проблему (если она имеется), но и способствовать развитию. Ведь главная цель психологии как раз в том и заключается, чтобы содействовать гармонизации личности, и рисуночные тесты — прекрасный инструмент для этого. Но как с любым инструментарием, обращаться с ними нужно бережно.