Наши далекие предки связывали зевоту, как и многое другое, с мистикой.
Особенно много упоминаний такого рода в индийской мифологии. Чего стоит хотя бы образ Васуки (Шеши), тысячеголового змея, который поддерживал землю и служил ложем для Вишну: по народным поверьям, стоило ему зевнуть, как начиналось землетрясение! А когда страшный дракон Вритра проглотил сражавшегося с ним громовержца Индру, то многорукий Шива наслал на чудовище зевоту. Именно это и помогло Индре выскочить из его пасти целым и невредимым. В учении йогов девадатта (зевота) является одним из пяти младших ветров (вайю, что значит веять) — жизненных сил человека.
У древних славян тоже считалось, что зевоту насылают на человека особые духи. К тому же обратите внимание на звучание исконно русских слов «душа», «дух», «дыхание», «воздух». Не кажется ли вам, что по этой цепочке можно приблизиться к йоговскому толкованию?
А теперь — слово науке!
Физиологи заявляют определенно, что зевота является рефлекторной реакцией организма, направленной на улучшение снабжения органов кислородом при накоплении в крови углекислого газа. Она является признаком усталости, переутомления, недосыпания
Это устоявшееся и самое распространенное мнение, которое, тем не менее, не во всем подтверждается при проведении экспериментов. Роберт Провин, профессор Мэрилендского университета, проведя их, установил, что даже в насыщенной кислородом атмосфере человек зевает с той же охотой, как и при ограниченном его содержании. Правда, другой профессор, Р. Бенниджер (университет Темпл, Филадельфия) по итогам собственных опытов заключил, что частота зевания усиливается при дефиците кислорода, а вот интенсивность от нее не зависит.
Считается также, что зевота происходит при переходе от состояния бодрствования ко сну. Между тем, и обратный процесс — от сна к бодрствованию — тоже сопровождается ею. Заинтересовавшись этим, ученые установили, что при зевании осуществляется настройка организма на повышенную готовность к действиям в ответственных ситуациях. Музыканты, как выяснилось, зевают перед концертом, парашютисты — перед прыжками, летчики-испытатели — перед полетами. А. Козинцев (Музей атропологии и этнографии народов мира, Петербург) обращает внимание на то, что зевота является одним из механизмов защиты от стресса, вызываемого речью и культурой.
Не менее ценно, что зевота является пусковым механизмом согласования (синхронизации) группового поведения. Стало быть, неслучайно она так заразительна: стоит кому-то зевнуть, как возникает цепная реакция у окружающих. На это обратили внимание британские психологии и провели специальное исследование в университете Лидса. В серии опытов в одну комнату с экспериментатором, задача которого заключалась в том, чтобы зевать раз в минуту, поочередно помещали студентов и отслеживали, сколько раз испытуемые повторяли это действие вслед за ним.
Любопытно: представители гуманитарных специальностей, в частности, психологии, зевали на порядок чаще тех, кто обучался техническим. Стало быть, существует связь со стилем мышления и уровнем эмоциональности. А когда полученные данные сравнили с результатами психодиагностики по части общительности этих студентов и уровня эмпатии (т.е. эмоциональной отзывчивости на переживания других), то оказалось: чем общительнее и чутче человек, тем легче он заражается зевотой!
Тогда не думайте больше, что если рядом с вами человек начинает зевать, это значит, что ему скучно. Договорились?
Продолжение разговора здесь