Страх — это не что иное, как наш охранник, это наша служба безопасности, заложенный природой механизм самосохранения. Представьте себе на миг, что вы ничего не боитесь, смело идете через дорогу, не смотрите даже, есть на ней машины или нет, ведь ни капельки не страшно! Вы смело шагаете в пропасть, ведь страха нет! Как вам такая ситуация? Ужасно, правда? Если бы не было страха, не было бы и человечества! Все давно бы вымерли! Кстати, а не поэтому ли вымерли динозавры, ведь никто не знает, было ли у них чувство страха?
И нужно ли бороться со своей природой? С встроенным механизмом защиты? Я думаю, что не нужно. Это все равно, что бороться с самим собой. Страх — это часть человеческой сущности. Нужно с ним дружить, благодарить его за то, что он есть.
Надо четко определить его функции, например, как в любом офисе есть служба безопасности, она выполняет определенные задачи. В больших офисах это может быть большой коллектив, а маленьких, и один человек может выполнять эту функцию.
Итак, страх — это моя опора и защита, я благодарна ему за то, что он меня оберегает от ненужных поступков (я не лезу под колеса автомобиля, не сую пальцы в розетку). Очень часто мы возлагаем на наш страх дополнительные функции, и начинаем оберегать себя от нужных вещей и поступков. У каждого человека свои причины, почему это происходит. Чаще всего причины возникновения безосновательных страхов кроются в детстве. Мы учим детей бояться, с детства внушаем, что везде кроется опасность, мы выдумываем всяких «бабаек», «леших», других несуществующих персонажей, которых надо боятся. А потом недоумеваем, почему вырастая, ребенок начинает бояться простых вещей.
Например, когда я гостила у подруги, оставшись с ее десятилетней дочерью, мы решили вымыть посуду, я начала чистить чайные ложки содой, чтобы удалить налет от кофе и чая, на что малышка испугалась, и говорит: «Ты что, мама и папа никогда так не делают, это опасно». В чем собственно опасность она толком сама не знала, и объяснить не смогла. Но факт налицо: воспитывая своего ребенка в духе опасности, легко получить такой вот результат.
Получая с детства негативные эмоции, связанные с чем-либо, человек получает установку: это плохо, это опасно. Например, ученик рассказывает перед классом домашнее задание, а учительница в пух и прах раскритиковала его выступление, указала слишком грубо на его ошибки, в голове установилась четкая взаимосвязь: «выступать перед всеми опасно, это неприятно». С годами получаем боязнь публичных выступлений. Потом, когда студенту надо зачитать доклад перед аудиторией, многие согласны получить плохую оценку, лишь бы не выступать перед всеми.
Примеров может быть много, но у каждого в душе кроется своя причина. Если у вас есть страх, скажите ему: «Спасибо!». Поблагодарите за то, что он присутствует, не боритесь с ним, а дружите с ним, не давайте ему поработить себя. «Дорогой страх, я знаю, что ты у меня есть, ты меня оберегаешь, так впредь и делай, за рамки своих обязанностей выходить не надо». А чтобы он понял, что вы его хозяин, а не он ваш, стукните пятками по полу, улыбнитесь широко, расправьте плечи, и шагайте по жизни твердо и уверенно.