Думаю, что с надписями (если они есть) и авторскими комментариями вы тоже разобрались. Нетрудно сообразить, почему старшая сестра названа «Лизка — подлиза», а мама — мамочка.
Теперь присмотримся к рисунку чуть более пристально и разглядим «мелкие» детали.
Обратите внимание на общую цветовую гамму. Преобладание темных и мрачных тонов настораживает. Если исключить недостаток «веселых» карандашей на стадии творения «шедевра», то можно предположить, что ребенок чем-то подавлен.
Люди, вызывающие тревогу, обычно рисуются толстыми линиями с усиленным нажимом и неоднократной обводкой. Их фигуры тщательно заштриховываются. Можно встретить и прямо противоположную форму выражения озабоченности. Как бы не решаясь изобразить опасный персонаж, ребенок рисует его тоненькой дрожащей линией.
Характерный признак «заорганизованных» детей, ограниченных жесткими рамками большого количества правил — изображение на рисунке множества мелких деталей. Они говорят о том, что ребенок вынужден обращать повышенное внимание на внешнюю сторону проявления своих желаний и чувств, сдерживать и подавлять эмоции. Возможно, кто-то из родителей именно к этому и стремится. Не «перегните палку». Повышенное давление может вызвать взрыв.
Обратите внимание, как нарисованы детали фигур персонажей. Части тела для малыша несут несколько иную смысловую нагрузку, чем для взрослого.
Голова символизирует ум. Поэтому того, кто «нечаянно» получился с непропорционально огромной головой, ребенок считает самым умным в своем окружении.
У некоторых персонажей можно увидеть голову, пририсованную прямо к туловищу. У других почему-то ясно видна шея. Дело в том, что если голова — символ ума, то тело — символ эмоций. Пока ребенок не поймет, что рисовать туловище без шеи неправильно, до тех пор, скорее всего, он будет изображать ее только у того, кто способен контролировать свои чувства и эмоции.
Рот в понятии детей — орган агрессии. С его помощью можно кусаться, кричать и ругаться. Поэтому самый большой рот обычно «достается» тому, от кого чаще других ребенок «получает по первое число» или тому, кто просто любит поскандалить, пусть даже эти скандалы и не имеют прямого отношения к малышу.
Из глаз часто льются слезы. Большие глаза на рисунке — символ беспомощности. Ребенок считает, что этому человеку нужна опора и поддержка. Глаза — узенькие щелочки или точки отражают внутренний запрет на выражение эмоций и плач, боязнь попросить помощи.
В начале жизни ребенку нужны руки, чтобы держаться за маму, контактировать. Со временем он узнает, что с помощью рук можно воздействовать на мир. Чем длиннее руки, тем могущественнее воспринимается их обладатель.
Еще одна деталь на руках — количество пальцев. Дети далеко не всегда рисуют их по пять штук на каждой руке. Дело здесь не в арифметике и умении считать. Количество пальцев — это тоже символ могущества и возможностей.
Если ребенок нарисовал себе больше пальцев на левой руке, значит, он увереннее чувствует себя дома, если на правой — вне семьи, в детском саду или школе. Если же пальчиков меньше пяти — малыш чувствует себя слабее окружающих.
Ноги — это опора в жизни и свобода перемещения. Чем больше площадь опоры, тем увереннее человек, тем прочнее он стоит на земле. Иногда встречаются «отрывы» конечностей и головы от туловища. Это — сигнал страха и неуверенности.
И еще. Обратите внимание, где и когда нарисовал ребенок себя самого. Автопортрет в центре «картины», да еще, если рисование начинается «с себя любимого» означает, что малыш чувствует собственную востребованность и необходимость в доме. Напротив, обособленное изображение «под занавес» процесса — признак ревности и неблагополучия.
Нравится вам то, что получилось или нет, но это отражение реальных взаимоотношений в семье. Бессмысленно ругаться и впадать в депрессию по поводу «нежелательных» результатов. Подумайте, что надо изменить, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и нужным. Усилия обязательно вернутся к вам сторицей. Удачи.