Словом «манипуляция» я буду обозначать скрытое психологическое воздействие на человека или группу людей (жертву) с целью добиться их определенного поведения, необходимого исполнителю манипуляции (манипулятору).
Пример: «Вася, уступи мне место» — не манипуляция, а явное воздействие (просьба). «Есть тут мужчины или нет?» — манипуляция, имеющая целью то же самое поведение, что и в предыдущем примере, но воздействие скрытое. Жертве предлагается испытать чувство стыда за несоблюдение подразумеваемых правил джентльменского поведения и уступить даме место.
Манипуляции: это хорошо или плохо?
На мой взгляд, здесь правильный ответ таков: с какой целью?
Манипуляция, в результате которой всем сторонам стало не хуже, чем было, а некоторым — лучше, на мой взгляд, хорошо. Всё прочее сильно зависит от того, насколько и кому стало лучше или хуже. Можно в каждой ситуации пытаться вычислить общий балланс добра, но на мой взгляд это дело бесполезное и, зачастую, страшно трудоёмкое — ведь надо учесть изменения для всех участвующих сторон, а их бывает очень много, кроме того, не всегда понятно, что есть «лучше», а что есть «хуже»: то, что плохо сиюминутно, бывает хорошо в дальней перспективе и наоборот.
Классический пример: сломал ногу — опоздал на самолет — самолет разбился.
Я предлагаю относиться к манипуляциям нейтрально, как к инструменту, коим они и являются. Ножом можно резать хлеб, а можно убивать людей. Это не значит, что нож сам по себе плох или хорош. Так и здесь: нужно лишь знать как этим инструментом пользоваться и как от него защищаться.
Об этом и пойдет речь в этом цикле статей.
Метод № 1. Программирование восприятия
Суть метода в том, что человеку, не имеющему представления о каком-то объекте (человеке, явлении, процессе, группе
Простой пример: если мать дочке изо дня в день внушает, что секс — это плохо, грязно, аморально
Противодействие программированию восприятия может быть основано на сборе информации из различных источников. Отказ от привычки слепо верить всему, что тебе говорят, проверять информацию, не сотворять себе кумиров (чьё мнение неоспоримо) и другие техники могут помочь в блокировании этого воздействия. Лучший блок на пути манипуляторов-программистов — независимое мышление, критичность восприятия, самостоятельность и зрелость суждений.
Создание первичного настроя.
Один из частных случаев программирования восприятия: создание нужного первичного настроя. Известно, что первое впечатление от встречи с объектом (человеком, понятием, явлением
По одёжке встречают.
Задача манипулятора — подготовить такой настрой встречающего, чтобы он получил не своё субъективное, а нужное манипулятору первичное восприятие объекта.
Два наглядных примера:
Двоечники и отличники.
Совершенно одинаковых студентов разделили на 2 группы. Преподавателям сказали, что в одной группе — отличники, а в другой — неучи и безделельники. Через некоторое время сверили результаты. Оказалось, что средние оценки первой группы значительно выше, чем во второй. Дело не в том, что они хуже занимались, а в том, как отнеслись к ним преподаватели.
И хотя преподаватели — обычно люди неглупые, но запрограммировать им восприятие оказалось совсем не сложно.
Очевидно, у преподавателей был создан нужный экспериментаторам первичный настрой. И в дальнейшем общении со студентами они уже видели ситуацию через расставленные им фильтры восприятия — к 1-й группе через розовые, ко 2-й — через черные.
Профессор и юморист.
В одном дворце культуры было два зала. И так получилось, что одновременно были назначены два мероприятия: лекция профессора и встреча с юмористом. Так получилось, что случайно были перепутаны аудитории. Итак, в зал заходит профессор. И любая его фраза вызывает хохот в зале. Причем, чем больше недоумевает и злится на публику профессор, тем громче хохот в зале. Во втором зале наблюдалось другое: бедный юморист не мог выжать из публики ни одной улыбки.
Что же можно противопоставить этому приёму? Первым вопросом, которым задаются детективы, расследующие преступления — Qui prodest? (Кому выгодно?) Так и здесь, когда вас настраивают заранее на восприятие какого-то нового человека или явления в вашей жизни, подумайте, кому и чем выгодно такое ваше отношение к нему? Совпадает ли его выгода с вашими интересами? Далее, как уже говорилось выше, постарайтесь получить независимые оценки из разных источников. Конечно, после тщательной «проработки» трудно оставаться объективным, но постарайтесь хотя бы быть «проработанным» разными сторонами. Прислушайтесь к себе, к своим внутренним ощущениям. Вспомните сказку о голом короле — не ощущаете ли вы себя её участником?