Как осознать, что мы давно и навсегда счастливы?

Реклама

Вопрос, конечно, парадоксальный. В самом деле, если мы давно и навсегда счастливы, то почему мы не осознаем этого?!

Может, мы принимаем за счастье не то, что делает нас счастливыми? А как раз, наоборот, то, что приносит нам страдания? Либо своей несбыточностью, недостижимостью… Либо чрезмерностью наших усилий, душевных и физических, потраченных на его достижение… Или, например, тем, что сбывшись, всё оказывается не таким, как нам представлялось… Или тем, что став нашим, вдруг перестает быть ценным для нас… А хуже всего, когда, обретая для счастья что-то одно, мы теряем очень много того, что уже было нашим счастьем… В итоге мы всё время мчимся за чем-то эфемерным, ускользающим, обманчивым, и процесс погони становится мучительным и бесконечным.

Реклама

При этом мы движимы, вроде бы, вполне оптимистичными установками: что счастье где-то есть — пусть и далеко от нас во времени и в пространстве; что достичь его реально — надо только заслужить это; и самое главное — что когда-нибудь мы обязательно будем счастливы. Но, по сути, все эти мыслеформы — пессимистичны. Поскольку в их основе кроется утверждение: изначально счастье нам не принадлежит.

Мы всю жизнь ожидаем его в будущем: мечтаем о нем, ищем его, стремимся к нему. А в настоящем — здесь и сейчас — мы так до конца и не счастливы. Правда, потом, оглядываясь назад, в прошлое, мы о многом вспоминаем, как о счастье! Но в настоящем по-прежнему его не видим, убежденно твердя: «Для полного счастья мне не хватает…» и далее — по списку. Мы и не догадываемся, что на самом деле для счастья нам не хватает только одного — осознать, что мы уже давно и навсегда счастливы.

Реклама

Как это сделать? Очень просто. Необходимо всего лишь изменить свое представление об истинности человеческого счастья.

Такой неожиданный ответ я нашла для себя в трактате известного украинского философа, мыслителя, просветителя Григория Сковороды «Разговор пяти путников об истинности счастия на земле». Всё становится очевидным, если рассмотреть человеческую жизнь в трех реальностях: внутренний мир человека — «микрокосм», внешний, окружающий нас мир природы — «макрокосм» и символичный мир взаимосвязи между этими двумя мирами.

СЧАСТЬЕ ВНУТРИ НАС. На первый взгляд, может показаться, что эта мысль не новая. То, что мы сами есть творцы своего счастья, общеизвестно. Но Сковорода всё-таки говорит не об этом: «…быть счастливым — узнать, найти самого себя». Счастье в нас не потому, что мы сами творим его, создавая что-то вовне. Оно в буквальном смысле внутри нас. Счастье — это мы сами, наша уникальная личность, индивидуальность. И творцы мы в том смысле, что познаем, обретаем, совершенствуем себя. Проживая собой жизнь, каждый из нас проходит никем не повторимый, единственно возможный, свой избранный путь.

Реклама

СЧАСТЬЕ ВЕЗДЕ. «Ищем счастия по сторонам… а оное есть везде и всегда с нами, как рыба в воде, так мы в нем, а оно около нас ищет самих нас. Нет его нигде, затем что есть везде. Оно же преподобное солнечному сиянию: отвори только вход ему в душу твою. Оно всегда толкает в стену твою, ищет прохода и не сыскивает; а твое сердце темное и невеселое, и тьма вверху бездны». Счастье не где-нибудь, не когда-нибудь и не потому, что заслужил. Оно — есть постоянно и повсюду. Здесь и сейчас! Счастье — это просто жить. Дышать, видеть, слышать и ощущать целый мир вокруг во всех его проявлениях. И еще возможность (причем, безграничная, никем не отнятая и ни от кого не зависящая) — познавать этот внешний мир так же, как свой внутренний.

Реклама

СЧАСТЬЕ В ГАРМОНИИ. Закономерности «микро» и «макрокосма» едины. Чем глубже мы познаем свой внутренний мир, тем лучше понимаем устройство внешнего мира. И наоборот. Счастье в том, чтобы чувствовать эту гармоничную взаимосвязь между двумя мирами и, обогащая себя миром вокруг, мир вокруг обогащать собою.

Своими мудрыми рассуждениями Григорий Сковорода поднимает понятие счастья на уровень духовности. А то, что раньше мы считали счастьем, и за чем гнались день ото дня, всего лишь материальные блага и удовольствия — нечто сиюминутное, преходящее, без чего мы появляемся в этой жизни и без чего исчезаем из нее.

Истинное счастье — категория вечная. Поэтому и принадлежит каждому из нас давно и навсегда. И чем раньше мы осознаем это, тем дольше будем счастливы!

Реклама