Как же помочь ребенку научиться адекватному самовосприятию?
Советы могут показаться простыми, но, тем не менее, их стоит назвать, ибо знать — это одно, а действовать в соответствии — бывает, что другое. И ознакомившись с этими нехитрыми рекомендациями, спросите себя: как часто вы им следуете?
1. Пусть ребенок участвует в домашних делах, выполняя посильные поручения. Это поможет ему почувствовать свою необходимость и важность в семье, обеспечит внутренний настрой на восприятие ее целостности;
2. Поощряя, не перебарщивайте. Недохвалите — деточке будет труднее различать хорошее и плохое. Перехвалите — попадет в зависимость от «сладких слов». Да и поощрять, напомним, лучше конкретное достижение или усилия, а не «персону», избегая превосходной степени «самый» (лучший, умный, красивый);
3. Откажитесь, а лучше — забудьте о сравнениях с другими детьми: каждый ребенок (и не только ребенок!) — уникален. Лучше сравнивайте его… с самим собой (ведь он меняется день от дня), например, покажите старые рисунки или фотографии (видео- и аудиозаписи) — чтобы видел воочию свои успехи.
4. Кстати, и себя тоже ни с кем не сравнивайте, во всяком случае, сознательно. Лучше говорите с деткой о том, что каждый человек — неповторим. Это поможет прийти к мысли, что никто другой в точности на него не похож, что его любят не за что-то конкретное, а за то, что он — есть.
5. Подавайте пример адекватным отношением к результатам вашего собственного труда (ведь бывает, что если не пирог «поехал», так каша подгорела): не устраивайте трагедии, лучше выберите конструктивную реплику: «В следующий раз надо будет…» Рассказывайте и показывайте свои успехи, чтобы ребенок убеждался в том, что они и у вас есть, а не только у него, и что, будучи ценной частью вашей жизни, он не является всем ее содержанием.
6. Объясняйте, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться. Покажите ребенку, что вы понимаете его чувства, но, признавая их (включая даже негативные), можете не разделять и не соглашаетесь с неприемлемым поведением.
7. Но самое главное — давайте своему ребенку чувствовать и осознавать, что искренне любите его таким, какой он есть. Делитесь с ним своими интересами, эмоциями, впечатлениями, знаниями. Рассказывайте о семье и предках.
Заметив, что самооценка сына или дочки имеет тенденцию к снижению, почаще устраивайте игры, в которых, он или она будет водить (то есть занимать лидирующую позицию). Если же самовосприятие «задирается» вверх, могут помочь конкурсы, в которых призы вручаются «по номинациям»,
«Как поступить?» Взрослый предлагает ребенку представить, что в сказочных соревнованиях (по шахматам, бегу в мешках, фигурному катанию, выдуванию мыльных пузырей
«Что выбрать?» В ходе игры называются по именам игрушки, а затем задается вопрос: Если бы тебе предложили взять любое имя, ты бы оставил свое или придумал себе новое? А может человек, не меняя имя, измениться сам?
«Зеркало» Ребенок смотрится в «зеркало» (роль которого выполняет взрослый или другой ребенок), которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Во втором туре ребенок может изображать не себя, а кого-нибудь другого. Тогда «зеркало» угадывает образ, и в случае удачи происходит смена ролей.