То есть глупо было бы отрицать существование
Интуиция — это разновидность мышления, процесс куда более сложный и уж точно не относящийся к чувствам. Независимо от того, что ее результат мы можем иногда воспринимать и как «чувство».
Чувства, кстати, на самом деле тоже из другой сферы — из эмоциональной. Любовь, ненависть, гнев, страх — вот это чувства.
А те пять феноменов, что мы перечислили в начале, в психологии называются ощущениями. Это, собственно, первичные процессы восприятия мира, не только внешнего, но и внутреннего. Но!
«Процессы восприятия» здесь — скорее омоним, мы ощущаем отдельные физические качества, вызванные действием раздражителей на специфические сенсоры: свет, звук, прикосновение.
Восприятие как психический феномен гораздо сложнее: оно предполагает обработку поступающих от сенсоров сигналов и «складывание» их в некий целостный образ. Грубо говоря, ощущаем мы отдельные качества того, что воздействует на нас. В восприятии это складывается в целостный образ.
Например, набор цветов и линий складывается в картинку, дополняемую звуками и запахами. Воспринимаем же мы при этом знакомого человека или приближающийся автомобиль, или стол и лежащий на нем гамбургер, которого мы касаемся, ощущая фактуру его поверхности, а потом и вкус.
Вкус мы, конечно, ощущаем, но на самом деле, в нем можно выделить восприятие сладкого, горького, кислого. Да еще восприятие фактуры, то есть сложного сочетания твердости, шероховатости, упругости и прочих элементарных качеств того, что мы привычно жуем, не особенно вникая в нюансы. Сознательно-то мы, может, и не вникаем, а мозг всю эту, и не только, информацию обрабатывает, складывая в некий целостный образ.
И все-таки «чувств» (точнее — ощущений) у нас больше пяти.
Кроме зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, есть еще:
- температурные;
- болевые (среди которых тоже можно выделить, как минимум, кожные и висцеральные);
- проприоцептивные (ощущения от мышц — как от их тонуса, так и от положения в пространстве);
- вестибулярные (равновесие и положение тела в пространстве);
- ощущение ускорения;
- вибрационные, между тактильными и слуховыми.Реклама
Мало того, например, зрительные ощущения можно разделить на световые и цветовые.
Так что их, ощущений, действительно больше пяти. Вроде бы иные ученые ухитряются насчитать и больше двадцати.
Можно ведь, например, из вкусового восприятия выделить отдельно вкусы: горький, сладкий, кислый, солёный и умами. А если добавить «дополнительные» вкусы типа металлического, жирного и не только и так повыделять отдельные компоненты в ощущениях других модальностей? Так, наверное, можно и три-четыре десятка ощущений набрать…
А ведь еще их можно разделить на осознаваемые и, скажем так, не очень осознаваемые, субсенсорные, типа чувства равновесия. Мы, конечно, способны его осознать и время от времени прекрасно осознаем. Например, когда пытаемся не упасть в гололед.
Но реально-то чувство равновесия работает постоянно, буквально ежесекундно. И осознавай мы его все время — опасаюсь, ни на что другое наших вычислительных «ресурсов» бы не хватило.
Ощущения непосредственно связаны с работой органов чувств, сенсоров. И уже на основе ощущений, на основе базовой сенсорной информации о мире (внешнем или внутреннем) складывается восприятие — куда более сложный процесс, для которого необходима организация ощущений. А может, и их осмысление.
Тут «играют» уже не свойства неких объектов по отдельности, а сами эти объекты, или их образы.
То же зрение — сложная совокупность восприятия света, цвета, формы глубины и так далее, учитывающая их количественные (интенсивность) и качественные (например, оттенки) характеристики. Мы не всегда осознаем и само это многообразие, и степень его сложности. А ведь это все создает основу для нашего восприятия и мира, и самих себя.
Так что ощущений у нас действительно больше, чем пять. Не чувств, чувства — это уже по части эмоциональных процессов.
Пресловутое же «шестое чувство» — интуиция — и вовсе относится к когнитивной сфере. Хотя и имеет орган восприятия на противоположной голове части тела.