Современный язык настолько отвергает психологические объяснения, что даже обычную симпатию людей друг к другу сегодня описывает словом «химия»: между ними возникла химия. Хотя вернее было бы сказать: между ними возникла психология.
По крайней мере, со времен Ивана Михайловича Сеченова в отечественной литературе присутствует термин «внечувственная реальность». При этом в науке XIX века превалировало философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Но к середине XX века люди стали понимать, что воспринимать они могут только незначительную часть того, что существует в природе. В тридцатые-сороковые годы XX века было установлено, что человеческий глаз воспринимает чрезвычайно узкий диапазон длин волн: от 380 до 780 нанометров. А диапазон сигналов, принимаемых органами слуха человека, ограничен диапазоном от 16 до 20 000 Гц. Но никто не сомневается, что существуют волны и в 10, и в 20100 герц.
Советские исследователи установили, что внечувственные раздражители находят свое проявление в различных ответных, чувственно воспринимаемых реакциях организма человека. Было показано, что при определенных условиях и у человека может быть сформирована чувствительность к стимулам, обычно находящимся за пределами возможности работы сенсорных систем.
Вспомним, что и многие животные обладают такими особенностями, которые недоступны человеку. Хорошо известна, например, эхолокация у летучих мышей. Птицы и насекомые обладают магнитным чувством и используют его для навигации в пространстве. Ничего подобного у человека нет.
Таким образом, в сознание человека попадает лишь та информация, которая попадает в соответствующие диапазоны. Это явление дало основание Льву Семеновичу Выготскому сравнивать сознание человека с прибором, который пропускает в наш мир только то, что может быть полезным человеку, отсекая все остальное.
Некоторые философы даже усомнились в правильности предыдущих переводов Платона, которые звучали как «тело — темница
Некоторые чувственно не воспринимаемые человеком вещи могут вызывать определенные поведенческие проявления. Но значит ли это, что они могут каким-то образом восприниматься чувственно? По-видимому, нет. Значит, вокруг нас существует мир, который мы не можем воспринимать при помощи наших органов чувств, но который влияет на нас и вызывает в нас определенные изменения.
Как истинно выглядит реальность, не обработанная человеческими органами чувств? На этот вопрос я отвечу, что если бы кто-то это знал, то получил бы много-много Нобелевских (и других тоже) премий. Этого не знают не только психологи, но и все другие.
Но все исследователи пытаются изучать такой внечувственный предмет. Например, физики, не воспринимая такую реальность, по так называемым трекам (следам) элементарных частиц высказывают свои предположения (гипотезы) о строении Вселенной. Примерно так же действуют генетики. А уж историки вообще добывают крупицы знаний о том, что было тысячу лет назад (археологи — тем более). Так можно перечислять бесконечно.
Чтобы внести полную ясность в этот вопрос, надо сказать вот о чем. Многие скажут, что тоже признают существование некой реальности, которую не дано нам прочувствовать органами наших чувств, но мы можем об этой реальности думать, воображать ее. Логика сторонников этой точки зрения такова. Есть единственно материя, которая «как-то» производит все эти воображаемые и мыслимые форматы. Возможно, даже наверняка, их производит наш мозг. Это и есть «сеченовская» точка зрения.
Мы же говорим нечто прямо противоположное. Вне нас существует реальность, отличающаяся от того, что мы можем чувственно воспринимать, тем, что воспринимать ее мы просто не можем. У нас для этого нет специальных органов чувств.