Как правильно извиняться, если вы неправы?

Реклама
Грандмастер

Извиняться следует быстро и решительно. Чтобы это реализовать, умейте верно позиционировать свои чувства. Ибо даже скрытые, они имеют определяющее влияние на ваши поступки, в том числе в признании или непризнании вины. Не осуждайте себя за любые чувства. Все чувства, даже негативные, нормальны.

Проекция опыта и мотивации

Известный специалист по качественной коммуникации, лектор, писатель и коуч (тренер личностного роста) Дейл Бре́кенридж Ка́рнеги, значительно популяризировавший прикладную психологию, свидетельствовал: если вы неправы, признайте это быстро и решительно.

Определение правоты субъективно, но четко ощущается самим человеком. Это как «голос совести» или «внутренний голос». На самом деле — продукт аналитических размышлений в проекции опыта и мотивации.

Мотивация определяется условно просто. Представьте сами:

  • Если вам все равно по отношению к конкретному человеку, извиниться «ничего не стоит», или наоборот — вы уходите, забыв об этом.
  • Если человек вам дорог, тут начинается «работа мысли» и то, что на обывательском языке называют «муками» и «страданиями». А вдруг он не поймет? А вдруг посмеется надо мной? Вдруг не ответит? И хуже всего: а вдруг, после того как я извинюсь, теперь он так и будет делать всегда, то есть меня не уважать? Из круга циклических мыслей непросто выбраться.
    Реклама

Каждый человек — кого ни спроси — в отношениях опытен и талантлив, умнее всех. Самомнение, кроме прочих факторов, мешает извиниться первым, признав вину (часть вины) быстро и решительно. Быстрее выбирается из кризиса (в который сам себя загнал) человек с развитой интуицией, знающий, что от размышлений в такой ситуации мало зависит. Они только скрадывают время.

А интуиция есть результат обнаружения смыслов по законам подобия. С опытом это прямо связано. И методы избавления от беспокойства Карнеги действительно работают.

Нежелание извиняться

Это следует из комплекса собственного поведения и установок. Под флером внешнего «фасада», который вы демонстрируете обществу, скрывается осуждение себя. По понятным причинам человек не желает, чтобы об этом знали другие. И скрывает, надевая маску «непреклонного» или «принципиального».

Реклама

Иногда сие оправдано обстоятельствами, но далеко не всегда. Этой маской специалиста обмануть нельзя. Однако хуже всего то, что вы сами вредите себе привычкой «демонстрировать силу, а не слабость». Понятно, что причиной всему страх.

Работа людей, вынужденных часто сталкиваться с большим количеством чужого болезненного опыта, провоцирует похожие разрушительные эффекты. Приводит как к обесцениванию и вытеснению разных факторов стресса, так и к их преувеличению.

Стрессоры оказываются вытесненными из внимания, имеют непредсказуемые неприятные воздействия — от снижения работоспособности до психосоматических заболеваний.

Можно выйти из порочного круга, научившись после сотен попыток (требуется настойчивость в тренировке) понимать свои истинные чувства — их причинно-следственную связь, и понимать чувства других, не обобщая «я всегда так реагирую», ибо в разных ситуациях вы испытываете разные чувства.

Реклама

То есть важно перестать осуждать себя и бояться, что это кто-то раскроет.

Ненужные «зажимы»

Психические «зажимы» эмоций — устойчивые паттерны поведения, следствие гипертрофированной мотивации, влияния среды, опыта, а иногда и профессиональная болезнь. Человек надевает маску, которая со временем «прирастает» к лицу.

Реклама

Они возникают в процессе общения, воспитания и закрепляются как необходимая установка — как единственно верная поведенческая реакция защиты. Защиты от реального и воображаемого эмоционального) давления и нападения. Никто не желает «проигрывать», даже в любовных отношениях. И лучше ситуация там, где не очень-то и борются друг с другом за призовое место «я тут главный». А там, где борются — изводят друг друга, делая это всю жизнь.

Итак, маска на лице иллюстрируется множеством примеров, приведем некоторые. «Зажим эмоций» в роли преподавателя-наставника: я должен быть авторитетным, иначе меня не будут слушать, а это — профнепригодность. По опыту обучения, некорректными примерами среды человек уяснил, что руководитель должен быть внешне строгим и властным.

Реклама

Все мы обладаем проницательным умом и понимаем, что внешние формы строгости в мимике, жестах, интонации — элемент эмоциональных зажимов для всего организма. Но сделать ничего не можем или не хотим. То же касается чиновников, судей и в целом людей, от которых зависят судьбы других. Такова «маска власти».

Реклама

И есть оборотная сторона: психика такого человека медленно, но верно разрушается, если не останавливать защитные барьеры, то есть не воспринимать все происходящее близко «к сердцу»; в психологии этот прием известен как полуопущенные шторки (на глазах и ушах). Такому извиняться крайне непросто.

  • Вариант выхода из ситуации: отпустите свои зажимы — перестаньте думать о последствиях, побудьте самим собой, даже когда для этого надо провести время вдали от людей (чтобы вас не выдали).

Эту спасительную практику применяйте хотя бы иногда. Вы ведь только человек. И еще.

  • Периодически, подготовив условия, сделайте прямо противоположное относительно того, что от вас ожидают в соответствии с вашей служебной или домашней ролью: извинитесь быстро и решительно.
    Реклама

Это даже не требует специальной подготовки. Тут работает воля человека, и тот же опыт, который достиг критической точки и говорит: «Попробуй уже по-другому». В разумных пределах критиковать себя удобнее, чем выслушивать обвинения из уст других. И сразу становится легче.

Метод Льва Толстого

Реклама

Граф Л. Н. Толстой — один из признанных культурных идентификаторов русского литературного языка, имел весьма «эмоциональный» характер, замешанный на здравом смысле и жизненной опытности. В молодости (условно) мог схватить за горло своего оппонента и даже выразить мысль «убью тебя», но не проходило и минуты — искренне извинялся: «простите меня ради бога». Эти случаи среди интереснейшего жизнеописания писателя с мировым именем мы знаем благодаря биографу Толстого — В. Черткову.

Не говорите человеку, что он неправ — так можно другого ожесточить. А зачем это надо, если только вы не провоцируете и не ведете игру?

Искренне и желательно быстро извинившись в соответствующих обстоятельствах, вы действуете мудро и на опережение: лишаете оппонента, уже настроившегося отвечать, оснований для ответа. И спора как будто бы нет.

Реклама

Если при этом оппонент не останавливается и все-таки хочет смешать вас с грязью, тогда вы в дальнейшем будете действовать уверенно и сильно. В связи с тем, что сделали для предотвращения развития конфликта все, что могли. И в более слабой эмоциональной позиции будет ваш соперник.

Да, не все, наверное, можно прощать, но в личных отношениях лучше это сделать и успокоиться, чем годами подогревать в себе чувства «правоты», «справедливости», «мести». Все это проверено и очень утомительно: месть попадает вовсе не к тому, кому мстят, а подчас людям вовсе ее не заслужившим, к примеру, детям. Не стоит упускать многие замечательные возможности в гармоничном и прекрасном мире.

Реклама

Чтобы достигнуть хороших результатов в коммуникации и сохранять качественные отношения, уместно предложить несколько «правил».

Реклама

  • Лучше извиниться, чем настаивать на своей правоте.
  • Не объединяйте факты и чувства, пропуская события «через себя». Если чувствуете себя виноватой или одиноко, знайте: не обязательно рядом нет людей, которые не простят, не поймут и не поддержат.
  • Не проецируйте чувства на других: если злитесь вы, — еще не значит, что они тоже злятся.
  • Не прячьте эмоции (чтобы показать, что вы сильны). Никому среди людей еще не удавалось избегать грусти, страха и в целом негативных эмоций. Если с вами это происходит, значит вы чувствуете, живете, действуете. Значит, все хорошо.
Реклама