Хейтфолловинг (от hate follow) предполагает ситуацию, когда пользователь Интернета дистанционно и скрытно следит за тем, кто вызывает неприятные эмоции. Иногда это происходит через подписку в социальной сети, через просмотр ленты новостей. Детали «слежки» могут быть различны, но цель одна — получить эмоциональное удовольствие через комментарии и нивелирование значения объекта наблюдения.
Определение понятия хейтфолловинг много шире простого о нем представления, ибо сюда входят и те, кто давно потерял «силу чувств», но «интересуется» тайно или заваливает объект субъективного интереса недобрыми комментариями. Зависть, раздражение или гнев — много что может быть в мотивах такой слежки, но более всего человека «следящего» выдает бедность собственного мироустройства, практической жизни.
Поскольку на хейтфолловинг требуется много свободного времени, совершенно понятно, что им обладают в наше турбулентное время немногие. Большинство не помнит «старых связей», и это психологически правильно, поскольку заняты насущными делами, имеющими перспективное для них значение. Тем не менее в Интернете могут наблюдать почти за каждым, так или иначе оставляющим «следы».
Цели хейтфолловинга
Как способ самоутверждения в рамках общения в Интернете, сражения в комментариях вызывают эмоции, создавая иллюзию важности выбранного дела. Прижать «к ногтю» глупцов, подлецов, управлять общественным мнением. По-человечески приятно испытывать праведный гнев. Это тоже сильная эмоция. Она возникает не на пустом месте.
Если хейтер осознает свой гнев, непреходящий интерес к конкретному человеку — значит, последний делает что-то такое, что хейтер не может сделать, не свободен или не компетентен в этом, запрещает себе переступить некий барьер любого свойства — от административного до морального. И это задевает…
Узость мышления, кроме прочего, характеризуется ориентацией оценок на дуальную пару «хорошо-плохо» или так называемое монохромное мышление с двумя полярными цветами. В понятии такого «наблюдателя за другими» существует только один возможный и правильный путь — обоснованный его собственным мировоззрением, разумеется, субъективно безупречным.
Но поскольку реальность вторгается в нашу жизнь без спроса и показывает наглядно разные картинки личностей и мира — с полутонами, у «наблюдателя» возникает необходимость бороться за собственную правоту, отстаивать ее публично, и Интернет — как инструмент — дает прекрасные возможности. Важно убедить себя в том, что я прав, а другой нет. Именно поэтому такая поляризация и эмоциональная экспрессия в комментариях к одним и тем же инфоповодам в социальных сетях.
Страх как сильная управляющая эмоция
Признаться в этом непросто даже самому себе, но страх по-разному управляет жизнью каждого. Страх что-то потерять, оказаться несостоятельным в разных вопросах мироздания. Такова иллюзия контроля над ситуацией.
Принимая какого-то человека за опасного, причин может быть несколько, «наблюдатель» будет стараться его контролировать — как опасность для себя и якобы для других. Так наблюдается процесс инициативного наделения другого демоническими чертами, которых у последнего, возможно, и нет.
Демонизация объекта наблюдения, особенно если он представляет общественную значимость, и условная драматизация ситуации для хейтера еще один повод почувствовать себя значительным в выбранном добровольно деле. Удовольствие от обладания властью, наслаждение победой над оппонентом любой ценой.
Что стоит за явлением злорадства — тоже интересный вопрос. Ученые провели в 2006 году эксперимент по исследованию реакций людей на боль других.
- Процент мужчин, которые условно получали удовольствие от неприятностей людей, которых они считали плохими, зафиксирован намного больше, чем в женском сообществе.
- Женщины в общей массе не склонны радоваться несчастью других.
Таков был обоснованный вывод признанных в научном сообществе специалистов.
Немного о культуре
Человек — социальное существо, не может без общения. Общение предполагает сравнение себя с другими и борьбу за влияние, за управление ситуацией. Так упрощенно звучит потребность к наблюдению за другими как доступный способ почувствовать себя лучше: «надо же, какие бывают дураки (подставить иное подходящее субъективное определение), хорошо, что я не такой (ая)».
Если поразмыслим над природой критики другого, выяснятся интересные вещи. Он (а) может мешать нам своими успехами, причем я намеренно не привожу определение «зависть». Чтобы почувствовать себя «на высоте», «закрепить результат», можно поискать у другого ошибки, вплоть до грамматических, указав на них публично. Главное, чтобы все увидели «и поняли — какой он». «Инфлюэнсер хуже меня, а я прав».
Нечто подобное на моей памяти практиковалось, да и сейчас бывает, но в иной форме: жены или сожительницы обращаются по месту работы (ранее в парткомы) своих партнеров с рассказом об их якобы аморальном или ином сомнительном поведении для того, чтобы партнера «наказали», чтоб не повадно было в следующий раз.
В причинах тут и глубокая детская травма, и якобы ущемленная гордость хейтера, возникшая на основе собственного махрового эгоизма, и непроработанный впоследствии гештальт. А может быть, и опыт последующей жизни: ведь известно, что когда «декорации» вокруг повторяются длительное время, они воспринимаются как норма. По той же причине нередко люди повторяют в браке путь своих старших родственников: разводы, свободные отношения и прочее воспринимаются условной нормой, потому что так было у родителей.
Почти по тому же психологическому принципу — наказать субъективно недостойного — популярны в социуме доносы и даже анонимки. А уж «прятки» хейтера в «ники» — совсем отдельная история, хотя бы и на ту же тему безнаказанности, которая, как известно, порождает наглость.
Он может писать комментарии разной эмоциональной насыщенности, следуя по простому пути: не справляясь с гневом в собственной жизни, в спортзале, на активном отдыхе, в окружении коллег и семьи, пар выпускает в социальную сеть, где можно стравить эмоции почти без последствий.
Между тем один из способов безопасной эмоциональной разрядки для человека — физическая активность, а частный случай таков.
- Зайдите в лес или в поле, чтобы рядом никого не было, и кричите без стеснения во все горло, стараясь вытеснить накопившийся гнев к конкретным людям и обстоятельствам. Повторите несколько раз. Упражнение действенное, а занимает, право, очень немного времени — больше уйдет на дорогу в поисках места.
Почти все знают сентенцию о том, что исправлять надо самого себя, а не другого. Но как же непросто ему следовать в этом конкурентном мире, ориентированном на удовольствия и потребление!
Лечится популярное человеческое заблуждение трудно — систематическим развитием критического мышления к самому (ой) себе. К сожалению, надо констатировать, что социального опыта критического мышления в обществе почти не было — никто авторитетно и громко не говорил, что это важно, и сие обстоятельство существенно для развития культуры. В том числе культуры критики, в основе которой толерантность, корректность, деликатность оценок и фраз с размышлением о другом, критика поступков без перехода на личность. А культура личности с принятием права другого на собственное обоснованное мнение определяет и культуру в сообществах, в семьях, в межгосударственных отношениях.
Переключение проблем
Хейтфолловинг, прежде всего, затрачивает ваше время, когда можно было принести больше пользы. Но тут вопрос субъективной оценки. Если это занятие нравится и есть потребность жить чужой жизнью (ненаказуемо), кто ж запретит. Но это состояние свидетельствует об отсутствии эмоций: энергия есть, а событий в жизни мало.
Надо вспомнить, что даже в отрицательных эмоциях для человека нет ничего плохого. «Плохого» вообще нет. Есть адекватно и неадекватно. Эмоции можно рассматривать как инструмент, как тестовый сигнал извне. Ведь и сомнительные комплименты, которых вы и я наслушались за свою жизнь многократно, никого не обманывают, а выступают в качестве сигнала к вниманию. Причем первичные эмоции создают вторичные и возвращаются к хейтеру.
Так эмоциональные комментарии с отрицательной коннотацией помогают кому-то забыть на время о своих проблемах, переключив внимание на других. Если человек делает то, что ему не нравится, некомфортно, в данном случае — подписан на «неприятного человека», он испытывает эмоции злости, обиды, грусти, но и наслаждения — в соответствующих случаях. На манер сентенции «у соседа корова сдохла — мелочь, а приятно». Чувствует эмоции по собственному добровольному выбору, как в рассказе о мышках, которые плакали, кололись, но продолжали грызть кактус.
Хороший вариант для реакции
Если вы случайно или намеренно попали в сию зависимость наблюдать в Интернете за другим, есть хороший способ потратить время на себя, приложить усилия к тому, чтобы у вас получилось лучше (чем у того парня).
- Начните с вопроса себе: «Зачем?» Подписываться, читать посты, комментировать… Что это дает? Что будет, если отписаться и прекратить «наблюдение»?
Есть полезный совет и для тех, за кем наблюдают. Одна опытная дама, давая мне комментарий на вопрос, не достают ли ее хейтеры, сообщила, что
…мне это не мешает, я их (отрицательные отзывы) просто не читаю.
С такой позицией — что наблюдай за ней, что нет — большого смысла для хейтера нет.
Дополнительно ознакомьтесь с «Нравственным императивом Канта». Упрощенно он звучит так: не делай другому того, чего не хочешь для самого себя. Или развернуто: «Человек сам в себе цель и не должен быть средством».
Выше любых концепций, идеологий, государств; его предназначение никому не известно; никто не вправе его использовать; нравственно лишь то, на что он дает добровольное согласие; всякое принуждение безнравственно; расплата — страдание, разрушение, вражда.
Кстати, это еще один повод вспомнить, что как вы никому, так и вам никто ничего не должен. Пожалуй, удалось описать тот случай, когда фраза «дело не в тебе, а во мне», обращенная к хейтеру, соответствует действительности.