Да, вера основывается на неких допущениях, основное из которых — существование Бога или богов. Так что религиозно грамотный человек способен внятно изложить, как и почему устроен тот или иной религиозный обряд. Это касается религиозной веры вообще — не важно, идет речь о любой из современных мировых религий или о языческих и магических верованиях.
В суевериях смысл того или иного действия выхолащивается. Мы, вроде бы, понимаем, что и когда делать, но совершенно не представляем — почему и зачем мы это делаем.
И давайте начнем с анекдота.
Итак, муж спрашивает жену:
— Дорогая, а зачем ты, когда варишь сосиски, режешь их пополам?
— Не знаю, — отвечает супруга, — мама всегда так делала.Реклама
Звонят маме:
— Мама, почему ты всегда режешь сосиски перед варкой?
— Я не знаю, — говорит та, — я у мамы научилась, она так всегда делает.
Тут уже вопрос принципа, нужно выяснить!
Жена звонит бабушке:
— Скажи, зачем резать сосиски пополам, когда варишь?
Прабабушка на секунду задумывается:
— А вы что, до сих пор пользуетесь моей маленькой кастрюлькой?
Смешно? Вообще-то, не очень, учитывая, что очень похожие вещи мы делаем ежедневно и на полном серьезе.
Попробуем взглянуть, как появляются некоторые поверья с не вполне очевидным смыслом.
Возьмем популярнейшее поверье: если, выйдя из дома, вернуться за чем-то забытым — «дороги не будет». Как ни странно, это поверье можно рассматривать не как суеверие, а как… примету. Которая указывает на нашу рассеянность, несобранность. А из-за рассеянности и в дороге может случиться что-то нежелательное.
Если рассматривать это поверье таким образом, то и «контрмера» — посмотреться в зеркало, поправить прическу — не кажется такой уж нелепой. Это психологический «якорь», сигнал к тому, что нужно собраться. И целенаправленное действие, способствующее быстрой концентрации внимания. Но только в случае, если мы это осознаем.
Увы, в качестве поверья это так не работает! А иначе — работает: что раз мы вернулись — значит, случится что-то плохое. При таком настрое вы станете ждать нехорошего события. И хорошо, если «увидите» его в чем-то вполне безобидном.
Ну например, попали вы под внезапный дождь. Или застряли в «пробке». Если вы каждый день оказываетесь в этой «пробке», это не имеет отношения к примете. А вот если через день, то легко решите, что «вот, вернулся с дороги — и точно, застрял!».
Больше того, вы можете начать предпринимать какие-то действия, чтобы примета не сбылась. Например, решите поехать другой дорогой — и попадете в «пробку» там. И конечно, сочтете это следствием того, что вы вернулись, выйдя из дома… Но ведь это вы сами решили ехать другой дорогой!
В психологии это называется самоисполняющимся пророчеством.
Давайте вспомним типичные для нашей страны случаи. Что происходит, когда проходит слух о скором очередном кризисе с исчезновением и подорожанием всего? Ага, народ бросается скупать гречку и сахар. К чему это ведет? Правильно, к исчезновению означенных продуктов и их подорожанию.
Пророчество сбылось! Правда, исключительно благодаря нашей попытке этого избежать. И, увы, такие штуки еще больше подкрепляют суеверия.
Правда, события могут пойти и по совсем иному пути. Есть обратное явление — саморазрушающееся пророчество: когда мы произвольно направляем свои действия против «предсказанного» суеверием и «отменяем» его. Так что, как видим, и тут многое в наших руках. А главное — в головах.
И еще одно на сегодня. Знаете такое известное поверье: встретить священника или монаха — плохая примета. Сейчас это суеверие по понятным причинам не особо популярно, но оно есть. И оно традиционное, старое. Откуда оно взялось? Ведь в любом суеверии, народном или личном, логика есть.
Есть популярная точка зрения, что это пошло еще со времен Крещения Руси, когда священник воспринимался как проводник чуждой веры и как бы колдун. Это популярная точка зрения. Альтернативных поклонников языческо-арийско-исконной Руси у нас сейчас немало.
Другая версия того же рода: что попов не любили, ибо угнетатели. И в этом есть доля правды. И это действительно нашло отражение и в поговорках, и в сказках. Только связи с приметой здесь все равно не прослеживается. Да и угнетателей было много, а вот поверье почему-то касается только священников… нет, не получается. Но примета же как-то появилась!
На самом деле, я не сумел выяснить как. Так что предложу две версии.
Более простая и очевидная: где и когда чаще всего встречают священника? Не в церкви, это само собой, и туда поверье не распространяется. Нет, имеется в виду — встретить на улице, в общем, вне церкви. Возможно, он идет в дом, где кто-то умер? И встреча со священником ассоциировалась со смертью?
Я провел небольшой опрос среди знакомых на тему «почему встретить священника — к несчастью?», и эту версию мне сходу выдали несколько человек. Версия хорошая и лежащая на поверхности. Хотя можно и чуть сложнее.
Что положено делать верующему при встрече со священником? Просить благословения. Особенно, если куда-то идешь, чтобы «дорога была удачной». А если увидел священника и не благословился? Что, все наоборот?
Не стану настаивать на этом варианте, но и он вполне логичен. Тут есть еще один нюанс.
Если вы, встретив священника (или женщину с пустым ведром), впервые в жизни или в какой-то особо значимый момент вспомнили об этой примете и стали ждать ее подтверждения — вы, с большой вероятностью, это подтверждение получите.
Это называется «эффектом Пигмалиона», когда повышенное внимание, связанное с новизной ситуации, ощущением ее значимости или интересом к происходящему, может действительно повысить вероятность ожидаемого результата.
Ничего мистического тут, естественно, нет. Но даже если мы слишком прислушиваемся к себе или следим за окружающим, ожидая чего-то нехорошего (а по сути, настроившись на то, что оно произойдет), то можем или «запустить» самоисполняющееся пророчество, или приписать неким достаточно нейтральным либо случайным событиям мистическую значимость. И готово — суеверие получит положительное подкрепление.
Хотя все это объяснимо с точки зрения психологии. Но мы говорили об изменении смысла неких вполне логичных действий с превращением их в суеверия.
По тому же принципу многие крестят детей, «чтобы не болели». Эту несусветную глупость наши современники не придумали, а усвоили в качестве поверья. Предкам простительно, они были темными и необразованными. Вот и сложилась вполне понятная логическая цепочка: детей крестят во младенчестве. Если ребенок слаб — окрестить его нужно поскорее…
До этого момента все нормально. Но отсюда следует логичный вывод: значит, крещение укрепляет здоровье.
Логика есть, только исходит она из неверных постулатов. Увы, просвещать предков никто не собирался. С суевериями, правда, боролись, особенно с вокругцерковными. И вполне успешно, так что веку к ХХ-му бабы попа по пашне уже, наверное, не катали… Если кто не помнит, был такой земледельческий
Уроди Бог повальный хлеб (приговаривают, когда валяют, для урожаю, попа по ниве)
В. И. Даль
По принципу: уродися сноп, толстый как поп.
Фишка в том, что это обряд вроде бы примитивный. Получается, что священнослужитель как бы освящает землю, что, по мнению крестьян, должно было придать ей плодородие.
Правда, это не очень логично, земля в освящении не нуждается, равно как Солнце и небо. И почему в большинстве регионов священника катали по земле именно женщины? Здесь путаница посложнее.
На самом деле, это то ли рудимент, то ли обобщение комплекса обрядов, имевших разные смыслы:
- это и оздоровление с «отдачей» земле своих болезней и восприятием от нее силы;
- и катание с той же целью по росе (очень возможно, проявлению сразу трех стихий);
- и, вроде бы, механическое воздействие, катание, удар о землю (и в сказках персонаж, меняя облик, ударяется оземь), чтобы побудить землю отдать силу посевам;
- и сексуальный обряд… ну да, оно самое, на поле, по принципу подобия.
К XIX веку многообразие смыслов выхолостилось до катания по полю. Причем с задействованием священника. Именно не с участием, а с задействованием: многие священники участвовали в таких действах под давлением паствы, которая содержит сельский приход. Некая идея в народной памяти сохранялась: что бабы, что лежа, что это приурочено к началу или завершению сезона. Потому что так «всегда делали», «испокон веку»!
Есть действие и ожидаемый результат. Почему, какая между ними связь — давно забыто. И то, что некогда было обрядом, превратилось в суеверие.
Так что завершим еще одной цитатой из
всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его.