Телефон, ВКонтакте и мягкий диван — лучшие друзья современного подростка?

Реклама

Вася Посиделкин — обычный 13-летний подросток, живущий в самой простой городской многоэтажке. Каждый летний денёк у него расписан по часам.

Телефон, ВКонтакте и мягкий диван — лучшие друзья современного подростка?

Утро начинается с питательного завтрака. Вася, уютно утроившись, богато трапезничает новинками видеоресурсов, закусывая их просмотром трендовых фото из ВКонтакте. А далее — как по накатанной: дегустация эксклюзивных онлайн-игр, YouTube материалов, различных телешоу. Куда же без создания собственного контента?

Реклама

Не вписывается в такую развлекательную программу лишь вынужденный выгул собаки. То малое время, которое подросток проводит на свежем воздухе, являясь частью реального мира.

Эта маленькая история — не отрывок из фантастического фильма, не время пандемии Covid-19, а полностью или отчасти реальная жизнь современных подростков.

Z — новое, продвинутое поколение, охватывающее молодых людей-зумеров 2000—2011 годов рождения. Именно оно попало под огромную волну, называемую «виртуальной болезнью», которая накрыла каждого представителя данной ступени. Развитие молодого поколения шло вровень с технологическим бумом, разработкой уникальных устройств. Новейшие разработки, современные гаджеты настолько плотно вошли в жизнь зумеров, что это можно легко заметить невооружённым глазом.

Реклама

Типичная ситуация для современной молодежи:

Когда я забываю телефон, настроение сразу падает, чувствую себя без него, как без рук.

День без социальных сетей и интернета равносилен опустошению внутри.

Реклама

Такая болезнь под прикрытием простых удобных гаджетов вклинивается во внутренний мир человека, управляя его желаниями, поступками и, конечно, эмоциями. Вот почему между подрастающим поколением Z и остальными образовалась огромная пропасть, частенько порождающая недопонимание, разочарование, насмешки со стороны взрослых.

Но не стоит читать эти строки с поднятым носом, чувством превосходства, говоря о том, что это касается только неустойчивой молодёжи. Важно знать, «виртуальная болезнь» не избирательна, она характерна не только для поколения Z, просто они в большей степени подвержены такому недугу.

Давайте разберёмся подробнее в появлении поколения зумеров.

Реклама

Безусловно, всё начинается с детства. Это именно тот золотой период, когда закладывается первоначальный личностный фундамент, ребёнок познаёт себя и окружающий его мир. Весомую роль играют близкие люди, родственники, их стиль воспитания и образ жизни. Они могут как посодействовать развитию «виртуальной болезни», так и, наоборот, создать прочный непреодолимый барьер. В большинстве случаев родители избирают первый вариант, лишая ребёнка в будущем самостоятельного выбора, изначально привязывая его к современным игрушечкам.

Малыш, коляска, мама, магазин — типичная ситуация. Всё начинает рушиться именно с того момента, когда ребёнок вдруг ни с того ни с сего начинает капризничать, плакать. Мама, вместо того чтобы узнать причину истерики, достаёт телефон со словами: «На, только не плачь». И малыш, ещё даже не умеющий разговаривать, ходить, просто смотрит на яркие движущиеся картинки и начинает знакомство с новым средством успокоения.

Реклама

Иная история — желание стать любимчиком ребёнка, завоевать его внимание и расположение к себе. Тогда любой каприз дитя — закон для родителя: «Даже если это и не полезно, я хочу порадовать его, увидеть счастье, улыбку».

Виртуальная привязанность тянет за собой ещё один недуг — привыкание к комфорту. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что трендовые новинки облегчают, упрощают жизнь, делают всё за человека, обесценивая его труд. Зачем мне готовить еду, если мультиварка отлично с этим справляется? Зачем мне красить забор, пылесосить вручную, если есть «умные» приспособления?

Так постепенно теряется ценность людской деятельности, человек становится пассивным, вялым, безынициативным элементом общества. Такое «воодушевляющее» начало практически не оставляет надежды на хороший конец.

Реклама

Подростковый период — время трудное, но показательное. Личностный каркас ребёнка-подростка ещё формируется, но крепчает, поэтому гораздо сложнее донести до него что-либо новое, особенно то, что идёт вразрез с его ещё неустойчивым, но представлением.

Реклама


К примеру, если тинейджер с пелёнок усвоил, что 5−6 часов свидания с телефоном — это норма, то запоздалое воспитание даже самых близких людей — сверхсложная, а то и бесполезная задача. Детство уходит, занавес поднимается и перед нами предстаёт обычный подросток с такими вечными недугами, как виртуальная болезнь, поиск комфорта. В этом периоде они активно заявляют о себе, проявляются во многих повседневных вещах. Так жизнерадостный, активный ребёнок, который ещё пару дней назад играл с соседскими детьми в прятки, превращается в пассивного пенсионера.

Из-за массовости такого явления подросток, выделяющийся из стаи, имеющий другие представления, попросту не может реализовать себя. Пустые игровые площадки, отсутствие задорного смеха на улицах — тренд настоящего и, возможно, будущего времени. Подростку проще, удобнее не нагружать свой мозг правилами игр, не думать о создании креативных заданий, не тратить энергию, а просто сесть на мягкий диван, уткнуть свой нос в маленький ящик с цветными картинками, где всё уже придумано за тебя.

Реклама

Эта ситуация знакома мне как никогда. Начиная со средней школы, я столкнулась с волной пассива: инертными одноклассниками-статуями, сидящими в рядок с телефончиками. Мне всегда хотелось играть, двигаться и в моём телефоне не было такого магнита, который бы смог затянуть меня в искусственный мир.

Реклама

На улице я проводила время целыми днями чуть ли не до окончания школы, конечно, с детьми-подростками младше меня минимум на три года. Мой возраст для новых участников игр всегда был загадкой, ведь если бы они услышали такую весьма внушительную цифру 15, то я опять в ответ получила бы долю удивления и вечные вопросы: «Так много? А почему ты не сидишь дома в телефоне?»

Те, кто становился постарше, постепенно отдалялись от компании, и вскоре она постепенно распалась. Я очень ценю то время и до сих пор никак не пойму: как бездушные гаджеты могут стать заменой живому общению?

Теперь увидеть на улице подростков, играющих в командные игры, редкая диковинка. Разве только детсадовцев или учащихся младших классов.

Реклама

Зато популярные социальные сети просто разрываются от нового контента. И порой настолько примитивного, глупого, словно детское дурачество, существовавшее когда-то давно в любой уличной компании, в мире без накрученных айфонов и скоростной сети Интернет.

Не правда ли, «достойная» замена живому общению?

Реклама

Виртуальная привязанность и поиск комфорта так и остались бы бесхозными блуждающими огнями, стучащимися в окна простых людей, если бы не первооткрыватели-зумеры — поколение, подверженное современным недугам с самых ранних лет. Подросток, лежащий на диване с новым планшетом — яркий пример такого весьма распространённого сочетания.

И последнее, что необходимо помнить: предупреждён — вооружён. Болезнь, свободно витающую в воздухе, гораздо легче победить, чем ту, что ловко завладела жертвой. Поэтому есть несколько советов по предотвращению недугов, но действуют они только в детстве, когда можно всё подвластно изменить.

Профилактика распространения «виртуальной болезни» и привязанности к комфорту:
Реклама

  1. Постарайтесь ограничить доступ ребёнка к «плодам современной эпохи», особенно тогда, когда он ещё не может понять смысл тех же мультиков, видео.
  2. Расскажите ему про гаджеты, их вред, влияние. Не вычёркивайте полностью из жизни малыша телевизоры, телефоны и другие чудеса науки, он всё равно рано или поздно до них доберётся.
  3. Научите ребёнка-школьника противостоять влиянию его однолеток, быть независимым в этом плане.
  4. Золотое правило, без которого все остальные не сработают — собственный пример. Если вы донесёте действиями до ребёнка, что свежий воздух, прогулки, реальная жизнь ценнее, чем «зомби-ящики», то он примет это как свой собственный закон.

Итак, зумеры — современный пассив общества? Это слабое, инертное звено, тянущее вниз всю систему?

Реклама

С одной стороны, это правда. Молодое поколение действительно слилось с модернизированными технологиями в неделимое целое. Это те люди, которые с пелёнок росли в тепличных условиях, не зная времён хаоса 1990-х годов, войн, отсутствия средств связи и «умных» технологий, которые теперь заполоняют всё свободное пространство личности.

Реклама

С другой стороны, это неправда. Креативная молодёжь, одарённые подростки, готовые перевернуть мир, никуда не делись, а наоборот, так и остаются движущей силой настоящего и надеждой будущего времени. Их интересы, желания и цели берут верх над искусственным миром, преобразуя пластичную реальность.

Пока одни люди творят, создают, воплощают, другие живут в маленьком мире, созданном за них, следуя чужим правилам, слепо смотря на всё остальное. И только нам решать, как нужно жить.

Реклама