Как контролировать свои деньги? Расходы. Часть 2

Реклама
Профессионал

Рассчитать доход/расход — это, конечно, большой шаг. Но мы ведь уже говорили: жизнь — штука сложная, «в лоб» ее течение не спрогнозируешь. Что бы еще добавить такое, чтобы приблизить скучную колонку цифр к житейской правде?

Этап первый. Схема «актив — пассив». Балансовые отчеты.

Этап второй. Инвестиции и перспективное мышление.

Потом я добавил к своему отчету 3 интересных столбика: инвестиции, амортизацию и временные затраты. Уже из названий ясно: это очень важные разделы. Но как бы так перевести в деньги саму их суть?

4. Я начал размышлять. Вот есть расходы, есть доходы и есть вложения. Вложения — это тоже расходы, они тоже отнимают деньги, но не насовсем (как, например, налоги или плата за покупки), а вроде как на время. Причем инвестиции предназначены для того, чтобы со временем не просто вернуться, а еще и доход принести. Значит, можно считать инвестиции как особый вид расходов, который повышает стоимость и доходность источника. Если я во что-то инвестирую, каждый месяц к стоимости этого прибавляется какая-то часть инвестиции, а доходность растет на сколько-то процентов. По аналогии амортизацию я посчитал таким особым видом расходов, который, наоборот, снижает стоимость и доходность источника.

Реклама

Это сложно для понимания, потому что и инвестиции, и амортизация — это как бы не совсем деньги. В смысле, не реальные деньги: это регуляторы, некие «коэффициенты» стоимости и доходности. И подбираются они по-разному: инвестиции считаются из реальных денег, их сумма вычитается из общей суммы доходов в отчете. Причем — внимание, тонкий момент! — инвестиции могут не полностью вкладываться в источник, теряя какую-то часть по дороге. Это нужно обязательно учесть, посчитать, в каком источнике больше процент потерь. Амортизация же считается исходя из процента месячной просадки, но в расходы не добавляется: это просто точное денежное выражение ежемесячного ухудшения качества источника. То есть, она-то всегда совпадает с реальной суммой потери. К примеру, инфляция у нас в России 1,2% в месяц, значит, амортизация заначки в валенке составляет 10000*0,012=120 — в первый месяц, (10000−120)*0,012=118,5 — во второй

Реклама
и т. д.

Разберем на примере. Компьютер, купленный за 64000 руб., я добавил в отчет как источник затрат. Стоимость — 64000 руб., доходность — 0 руб. Инвестиции положил в среднем 50 руб. в месяц на всякие салфетки и прибамбасы, с учетом того, что все покупаемые комплектующие должны укладываться в эту сумму. То есть, если через 3 месяца я вдруг вздумаю докупить оперативки за 2000 руб., мои инвестиции в этом месяце составят 2050 руб., а стоимость компьютера повысится на 2000 руб. и составит 66000 руб. Амортизация, рассчитанная исходя из среднего снижения стоимости б/у техники с течением времени, составила около 14% ежемесячно.

5. Раз уж я заикнулся о «подсчете не только денег»,

Реклама
пришлось вводить в уравнение и другие ресурсы. Взятый первым ресурс времени вызвал головную боль и потребовал дополнительного моделирования. В итоге вышло так: для каждого источника я проставил, сколько часов в неделю он отнимает времени. Подсчитав, что всего у человека в неделю есть 24*7=168 часов, от которых после вычитания сна 8*7=56, еды 2,5*7=16 и необходимого организму отдыха 2,5*7=16 остается всего 168−56−17−17=80 часов, я раскидал эту жалкую цифру по источникам. На что, в основном, уходит время? Например:
на работу (48 часов, почти у всех);
на праздность (21 час — вечера на диване перед телевизором);
на дорогу (21 час — вынь да положь!);
на детей (7 часов — утром в школу собрать);
Реклама

на машину (4 часа — чинят ее в автосервисе, а вот мыть и чистить приходится самому)…

Но и это еще не все. Потом я для каждого источника рассчитал стоимость его часа. То есть, сколько я получаю или трачу, если в течение часа занимаюсь этим делом. Цифры получились презанимательные: вечера валяния на диване получились настолько бесполезные, что мне захотелось даже выкинуть телевизор. Хорошо, жена не дала — она «Ледовое чего-то там» по второму каналу смотрит. Мда, ну ладно.

Я снова взялся за компьютер. Домашний компьютер ежедневно отжирает у меня 3−4 часа времени. Подумав, я решил, что это все-таки не сам компьютер: около часа я обязательно читаю какие-нибудь новости или анекдоты, пару часов провожу в серфинге и поиске нужной информации, и лишь около получаса уходит на настройку и обновление софта. Так в отчете и запишем: в графе «Компьютер» — 0,5 часа, в «Работе» — 2 часа, в «Отдыхе» — 1 час. Все честно.

Реклама

6. Ну вот. Где здесь перспектива? В подавляющем большинстве случаев инвестиции — это не деньги, а время. Время, которое, по моим подсчетам, оказалось стоящим вполне конкретных и очень немалых денег. Пользуясь полученными данными, я смог в динамике увидеть и оценить, какие источники «богаче» прочих по соотношению доход/время, и даже как вложение времени влияет на доход. В этом отчете я не просто учел все цифры — я получил численное выражение эффективности!

Конечно, отчет будет похож на реальность только тогда, когда я честен перед собой. Все мы любим и что-то подзабыть, и где-то преувеличить… Но если уж я пишу «48 часов на работу», то это должны быть именно часы работы, без учета перекуров, болтовни по аське и походов по магазинам, в противном случае стоит написать честно:

Реклама
«34 часа на работу и 14 непонятно на что». Точно так же, если я пишу «0 часов на машину», то это у меня именно «0», то есть утром я из гаража выезжаю, вечером приезжаю — 10 минут максимум. А если я по пути заехал масло поменять, то-се, это уже часа 2, не меньше. Понятно? Когда все честно — все работает.

И, конечно, очень перспективен учет инвестиций и амортизации. Есть источники, которые начинают давать доход только после некоторой о них «заботы», и сумма «заботы», равно как и затраченное время, теряться не должна. Есть вещи, ценность которых крайне недолговечна, а иные — веками нужны людям. Купили стиральную машину — отлично, но будьте готовы вписать в амортизацию 15% ежемесячной просадки от суммы остатка. Купили золото — ура, положили в сейф и думать о нем забыли до черного дня.

Вот. Что там на очереди?

Этап третий. Выжимание опыта. Метод «абсолютного зрения».

Реклама