Как помочь пожилым людям сохранить мышление, память и речь?

Реклама
Грандмастер

Увеличение продолжительности жизни актуализировало проблемы старения. Ухудшение памяти, угасание познавательного интереса значительно снижают качество жизни. Можно ли помочь близким людям, замедлить когнитивные нарушения, предотвратить тяжелые формы деменции?

Разумеется, при первых проблемах необходимо обратиться к врачу, он поставит диагноз и назначит медикаментозное лечение. Но лечение — это многокомпонентный процесс, включающий также корректировку питания, бытовых условий, физической нагрузки и тренировку когнитивных функций.

Деменцию, как и другие когнитивные проблемы, редко диагностируют на ранних этапах, легкая забывчивость не настораживает. Но постепенно добавляется плохое настроение, потеря интереса к жизни. Речь становится путанной, местоимения вытесняют существительные и прилагательные, предложения обрываются, появляются повторы.

Полезные упражнения для восстановления речевых и мыслительных функций

Подберите синонимы.

Реклама
Чтобы вернуть речи плавность, избавиться от местоимений, заменяющих забытое слово, полезно подбирать синонимы не только существительных, но и других частей речи.

Спектр внимания. Называется объект, а потом предметы, которые он включает. Комната: стены, шторы, лампа, кровать, стол, шкаф и т. д. Если возникли затруднения, сначала надо предлагать объекты в зоне видимости, а потом переходить к объектам, которые надо представить.

Реклама

Составьте рассказ, описывая предметы в зоне видимости, позже — из предлагаемых слов.

Добавьте признак, отвечая на вопрос:

  • Песня какая?
  • Одеяло какое?
  • Каша какая?
  • Чья подушка?
  • Чей зонт?

Уменьшить слово. Упражнение на словообразование с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: дом — домик, окно — окошко.

Ассоциации. Называется слово, и подбираются ассоциации к нему:

  • Окно — свет, солнце, дождь, герань, воздух, двор и т. д.

Игра в «города» поможет вспомнить различные понятия, если изменить задание. Вместо города подбирайте названия деревьев или блюд.

Придумывайте тематические рассказы, например о каком-то животном.

Сочиняйте историю по картине: рассмотрите репродукцию живописного полотна и придумайте свой рассказ.

Реклама

Работа с вопросами. После прочтения книги или просмотра фильма задаются вопросы. Сначала закрытые, то есть требующие односложного ответа, затем сложные, требующие осмысления и развернутого отклика.

Реклама

Гимнастика для мозга

На процессы мозга благотворно влияют занятия рукоделием, мелкая моторика способствует мыслительным операциям. Стимулировать работу мозга можно с помощью упражнений.

Рисуйте разное. Положите 2 листа бумаги, возьмите 2 карандаша и рисуйте правой рукой квадрат, а левой окружность. Правой рукой поглаживайте поверхность стола, левой отстукивайте ритм карандашом. Меняйте руки.

Сделайте наоборот. Повторяйте движения только наоборот. Если показывают поднятие руки, то ее надо опустить.

Удивляйте мозг. Пишите левой рукой, если вы правша, одевайтесь с закрытыми глазами, при прогулках меняйте маршрут.

Решайте логические задачи, учите стихи, играйте в шахматы — все это поможет сохранить когнитивные способности.

С возрастными проблемами можно и нужно бороться. И близкие могут помочь пожилому человеку сохранить радость жизни.

Реклама