Сначала начальство недовольно косилось, делало замечания, на которые предусмотрительно не было агрессивной реакции («да не беда, начальство пошумит-пошумит и перестанет»), а потом на них просто махнули рукой.
Сами лентяи выполнять работу в офисе не привыкли. При отказе им помочь — обижаются, начинают демонстративно игнорировать, а в худшем случае — злословить и поливать грязью.
Как поступить?
- Для начала выясните, в чем именно состоит ваша возможная помощь. Если вопрос действительно сложный — соглашайтесь. Но предупредите, что это разовая помощь, в дальнейшем подобную работу пусть делает сам. А вам непременно окажет встречную услугу, если в таковой вы будете нуждаться. Если же на вас пытаются свалить монотонную работу, которую данному лицу «просто лень» выполнять — отказывайтесь сразу, потому что, согласившись, вы превратитесь в офисного раба, которому «ничего не светит» в данной компании.
- Помните, если начальство узнает, что вы согласились работать за кого-то «просто так», к одной рутине добавят другую, и вы не выдержите огромных объёмов, да еще и заслужите в офисе репутацию безвольного исполнителя.Реклама
- Когда коллега пытается переложить на вас объективно сложное дело, обязательно сразу же дайте понять, что руководство должно знать, что эту работу сделали именно вы. Если он против разглашения — отказывайтесь. Можно сказать что-то вроде: «это против моих правил», «я не люблю секретов от начальства, оно вправе знать»
и т. д. - Если попросившему вас помочь сотруднику можно доверять, а его доходы позволяют вознаградить вас за труды — почему бы и нет? Это взаимовыгодный вариант.
- Если коллега-манипулятор придет за помощью вновь, несмотря на ваше предупреждение, что выручите его лишь один раз — обратитесь к начальству. Можете прямо заявить о непрофессионализме «вечного попрошайки». Не надо жаловаться, а просто поставьте шефа в известность, что люди не успевают делать то-то и то-то, поэтому вы вынуждены переключаться на их дела, отвлекаясь от своих.Реклама
- Если вы — новичок, то самоустранитесь от помощи другим, мотивируя тем, что у вас идёт период врабатывания и вам надо решать свои проблемы.
- Иногда, очень редко, помогая другим, вы получите возможность постоянно подкреплять свой авторитет в глазах начальства, выполняя офисную работу быстрее, качественнее «отстающих» и внося в ее выполнение свои, особенные, нюансы.
Не бойтесь прослыть неотзывчивым сотрудником. Будьте дружелюбны в общении, легки и приветливы. Тогда ваше «нет» не воспримется как личное оскорбление.
Пока вы только осваиваетесь в новом коллективе, сохраняйте дистанцию в отношениях со всеми, присматривайтесь. Не нужно сразу кидаться на шею новым коллегам, закармливать их пирожными из офисного буфета или рассказывать о себе всё — вплоть до подробностей интимной жизни.
И предложения дружбы также не стоит принимать, повинуясь инфантильному душевному порыву. Если вы человеку интересны, а он достоин того, чтобы называться вашим другом — душевная близость разовьётся сама собой. Другом нельзя стать за пару дней. Это чувство, которое должно быть проверено временем и совместными испытаниями.
По мере адаптации на новом месте вы уже сможете оказывать дружескую помощь лишь тому, кто вам действительно приятен, кто и для вас что-либо делает, а также выявите «штатных манипуляторов».
Если начальник со своей стороны предложит поработать сверхурочно — тут уж всё проще: вы можете прямо договориться о денежном вознаграждении.
Не переживайте, если вам трудно отказывать поначалу, или тот, кому вы отказали, потом «смотрит волком». Делайте свою собственную работу «со знаком качества», развивайтесь как специалист, приносите благо организации, в которую вас приняли — и ваш авторитет станет преградой для поползновений всякого рода манипуляторов и зануд.
С ростом профессионального мастерства усилится и ваша уверенность в себе, чувство гордости за свои достижения, появится умение правильно вести себя во всех ситуациях, сохраняя собственное достоинство и не унижая других.