Кухарка сможет эффективно управлять государством лишь тогда, когда поймёт, как оно устроено и функционирует. Для управления эмоциями и поведением надо представлять, как устроен и работает наш разум. Знание подтвержденных научными исследованиями закономерностей поможет правильно оценивать реальность, принимать обоснованные решения, направленные на достижение целей.
Устройство разума
Мы ощущаем свой разум как нечто единое целое, видим себя сознательными и рациональными мыслителями. Однако данные исследований показывают, что это не так. В действительности рациональная часть разума подобна тщедушному погонщику верхом на огромном слоне из эмоций и интуиции. Кто в этой связке главный?
Нобелевский лауреат психолог-когнитивист Даниэль Канеман утверждает, что человеческое мышление состоит из двух систем. Автор их так и называет: «Система 1» и «Система 2».
Система 1
Большинство мужчин, кто хотя бы раз, допоздна засидевшись с друзьями, возвращался домой «на автопилоте», представляют, как работает «Система 1».
Эта часть мышления соответствует нашим эмоциям и интуиции. Её процессы происходят, в основном, в миндалевидном теле и других участках мозга, сформировавшихся на ранних этапах эволюции. Ей подвластны рутинные привычки и реакция на стрессовые ситуации, связанные с угрозой жизни: замри, беги, сопротивляйся.
«Система 1» эффективна при встрече с крупным хищником. Но в современной повседневной жизни, изобилующей неприятными, но не угрожающими жизни ситуациями, эмоциональный ответ системы может навредить.
Эмоции могут стать источником хронического стресса, подрывающего психическое и физическое здоровье. Основанные на эмоциях спонтанные действия ведут к непредсказуемым последствиям.
Система 2
«Система 2» отражает рациональное мышление. Её процессы сосредоточены в префронтальной коре, части мозга, сформировавшейся относительно недавно. Учёные связывают её появление с временем, когда люди стали жить в более-менее крупных социальных группах.
Рациональная система обеспечивает сложную умственную деятельность: управление индивидуальными и групповыми отношениями, логические рассуждения, вероятностное мышление, обучение, моделирование мышления и поведения человека.
1+2=?
В примере выше «Система 1» — это прототип «слона». Мощная и преобладающая, она часто подавляет рациональную часть нашего мыслительного аппарата. Большую часть жизненного пути мы проходим «на автопилоте».
И это совсем не плохо, это хорошо. Представьте, сколь расточительным и утомительным было бы использование рационального мышления каждый раз, когда потребуется, например, завязать шнурки на ботинках.
«Система 2» — «погонщик». Задача погонщика — вести слона в нужном направлении. Понятно, что умный, знающий повадки слона человек «не мытьём, так катаньем» не допустит самовольного изменения маршрута животным. Но также понятно, что обученный слон не станет шарахаться из стороны в сторону без веской причины.
Основанная на эмоциях и интуиции «Система 1» медленно, но способна изменяться под действием рационального мышления. Как терпеливый погонщик может обучить слона, так рациональное мышление постепенно может обучить «автопилот», отточить модель поведения, обуздать эмоции.
Успехов в работе над собой и доброго здоровья!