Маленькие детские глазки, заглядывая в наши взрослые лица, безошибочно улавливают отношение к себе. Фальшь, неискренность, плохо скрываемое раздражение всегда воспринимаются детьми как некое отвержение, даже если мы при этом говорим им о своей любви.
Насмешки же, как вариант вербальной агрессии, обладают направленным разрушающим действием. Они могут касаться как внешности ребёнка (что совершенно нелогично, т.к. именно родители «запрограммировали» ему данную внешность), так и его способностей, желаний, увлечений.
Насмешки родителей и неспособность ответить на них вызывают у ребенка неуправляемый гнев, который в большинстве случаев приводит к враждебности и агрессии по отношению к другим людям. Становясь подростком, такой ребенок превращается одновременно и в агрессора по отношению к слабым, и в жертву для других агрессоров.
В случае постоянной «родительской травли» ребенок может заболеть катагелофобией. Это навязчивый страх чужих насмешек, который проявляется в том, что человек ассоциирует смех окружающих, их улыбки с собой. У таких людей нередко наблюдаются приступы паники, которые проявляются головокружением, покраснением лица, дрожью в теле и обильным потоотделением. Триггером может стать невинная шутка кого-то из собеседников, вовсе не касающаяся личности катагелофобика.
Кроме данного синдрома, существует закономерность, что дети, над которыми постоянно шутят и смеются родители, чаще других подвергаются травле со стороны сверстников в подростковом возрасте; у них высокое внутричерепное давление, частые носовые кровотечения, беспокойный сон.
Особенную ранимость имеют дети и подростки, когда они делятся с родителями на темы:
- своей первой влюбленности и волнений по этому поводу;
- своего одиночества, тоски, желания побыть рядом с мамой, отцом;
- своих переживаний о будущем;
- когда что-то не получается.
Когда ребенок обращается к родителям за эмоциональной поддержкой и советом, хочет услышать их мнение, он ждет от них подкрепляющего эмоционального отклика, но никак не смеха или дурацких шуточек. То, что с самими родителями так поступали их неразумные отец с матерью, никак не извиняет их поведения.
Я как-то общалась с одной пожилой женщиной, которая обиженно продемонстрировала мне, какими едкими колкостями её взрослый сын сопровождает каждый свой разговор с нею. Выяснилось, что они с мужем в своё время так же поддразнивали его, смеялись над его избыточным весом, косолапостью, запинающимся голосом. Тогда он был школьником и плакал от обиды на отца и мать.
После, в армии, он окреп и стал вполне самостоятельным человеком. Возвратясь в свой город, поселился в общежитии, устроился на работу. Желания поддерживать отношения с родителями не испытывал. Он не помнил из своего детства практически ничего, кроме двух язвительно-ухмыляющихся лиц. А когда родители сами проявляли инициативу и пытались встретиться, «угощал» их порцией такого же разъедающего душу сарказма.
Ещё более жестокая ситуация: кто-то смеётся над ребенком — и родители поддерживают это издевательство. Возникает вопрос: вы люди вообще? Кто сказал вам, что вы — родители?
Напротив, любящие родители должны научить своего ребенка адекватно реагировать на чужие насмешки, объяснить ему, что от них, в принципе, никто не застрахован. Если ребенок не обладает достаточной долей самокритики, он не сможет сам посмеяться над собой, а смех других будет вызывать у него только злость и страх. Обучение правильным коммуникативным навыкам — задача родителей, и никого другого.
Конечно, родители могут посмеяться над смешными рассказами своего ребенка или его забавной интерпретацией тех или иных явлений. Но в детско-родительских отношениях нужно четко оценивать ситуацию, когда смех уместен и ребенок посмеется вместе с ними, а когда ему действительно нужна поддержка, добрый совет, надёжная родительская защита.