Что такое гиперсоциализированная личность?

Реклама
В семье власть разума — есть благо, власть силы — зло.
Виктор Гюго

Вспомните типичную сценку из своей жизни. Приезжает через три дня с проверкой «высокое начальство» (неважно куда — на ваш родной комбинат, в филиал вашей фирмы, да хоть в исправительно-трудовую колонию, где вы служите заурядным охранником и не рвётесь «наверх»). И вот все реагируют по-разному.

Кто-то хмурится: «как надоели эти проверки; делать им, что ли, нечего?». Другой равнодушно начинает разгребать «авгиевы конюшни» в своём кабинете. А вот некий прапорщик, расторопный такой парнишка типа «о других не забывай, но и себя не обижай», вдруг начинает проявлять сумасшедшую активность по подготовке к приёму начальства. Не спит, не ест, весь в тревогах и заботах, чтоб всё было «на высшем уровне».

Думаете, подхалим? Нет. Подхалимы — они пустые болтуны, слова вылетают из них автоматически, как отработанные газы из выхлопной трубы. А наш прапорщик всё делает с чувством. Не только руководит подчинёнными, но и сам лично активно участвует в процессе. Потому что он — гиперсоциализированная личность.

Реклама

Гиперсоциализированный стиль воспитания — маркер тоталитарного общества. В тёмные эпохи истории такое поведение в обществе не только не осуждалось, но и культивировалось намеренно. В сталинские времена люди из кожи вон лезли, чтоб получить почетное звание «приличная семья». «Не для себя растим — для партии, для государства, для товарища Сталина».

Смешно? Нет, напротив, печально. Потому что с тех пор мало что изменилось.

Реклама

Основные качества гиперсоциализированной личности:

  1. Высокая социальная конформность, полное доверие к власти, любым её представителям, к официальным СМИ.
  2. Погруженность в общественную деятельность, даже если бесполезность этих усилий очевидна.
  3. Вытеснение из сознания психологических проблем, дистанцирование от них.
  4. Неприязнь и агрессия по отношению к инакомыслящим, нежелание вступать с ними в честную дискуссию, навешивание на них ярлыков, участие в травле таких людей.
  5. Запрет на те мысли и чувства, которые идут вразрез с общепринятой моралью, недопущение «грязных» помыслов.
  6. Угодливость, жертвенность, тщательно скрываемый (и не всегда осознаваемый) «комплекс неполноценности».
    Реклама
  7. Стремление отвечать не только за то, что происходит в его жизни, но и за то, что происходит в жизни других людей.
  8. При возникновении социальных катаклизмов — растерянность, дезорганизация всей деятельности, поиск новых ориентиров. Согласие служить вчерашним «неприятелям» — только ради того, чтоб вновь ощутить свою нужность, востребованность, сопричастность социальной системе.
  9. Легкость перехода с одних принципов на другие, даже диаметрально противоположные. Очернение «старых хозяев» в угоду новым. Комплекс «человека-протея».
  10. Помощь кому-то в ущерб интересам собственной семьи. Ожидание похвалы. Зависимость от чужого мнения.
Реклама

Источник появления гиперсоциализированной личности — семья с определенным укладом жизни:

  1. Родительский сценарий — «приличная семья». На стене — портрет вождя. «Правильные» разговоры. Жизнь «напоказ».
  2. Неуклонное следование раз и навсегда утверждённому плану воспитания. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание.
  3. Еще до рождения ребенка родителями был подготовлен «план» его развития, в котором определены основные этапы: «плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, чтобы привыкал к коллективу, в школе помимо уроков — кружки, секции
    Реклама
    и т. д. Права выбора у ребенка нет.
  4. Запрет на эмоции. В разряд запрещённых попадают злость, обида, любопытство. Бояться нужно и можно. Радоваться — только в рамках дозволенного, но не очень шумно и долго.
  5. Страх общественного осуждения: «что о нас подумают, если???». Поэтому ребенку разрешается дружить только с «проверенными» одноклассниками, чьи родители не внушают опасений. В дальнейшем по тому же принципу строятся и другие привязанности.

Какие эмоции вызывают у окружающих гиперсоциализированные люди?

  • У сильных, умных, автономных — брезгливость и нежелание общаться.
  • У слабых и трусливых, но не гиперсоциализированных — страх, преклонение перед таким вот «радетелем за всеобщее благо».
    Реклама
  • У представителей власти — снисходительное позволение иногда «быть рядом», тонкое унижение «рафинированного подхалима» и бесцеремонное его использование.

Отсюда вывод: в любой ситуации лучше оставаться самим собой, не предавать своих принципов и своих близких, творить ту меру добра, которая по силам и которая от всего сердца.

Реклама