Кто такие лишние люди и как с ними общаться?

Реклама
…незаметно сложилось странное впечатление: в России бесчисленно много лишних людей, которые не знают, что им делать, а может быть, не хотят ничего делать.
А. М. Горький

Образ «лишнего человека» пришел к нам из русской классической литературы: это потерянный в своей эпохе философствующий интеллектуал, который не может реализовать свои таланты, страдает от этого и заставляет страдать других.

Нередко он бывает склонен к саморазрушительному поведению (бесконечным пирушкам, картёжничеству, дуэлям). В душе «лишнего человека» царит глубокий скептицизм, неверие в то, что в один прекрасный день всё изменится к лучшему, социальная пассивность. Это всеми узнаваемые образы — Печорина, Чацкого, Рудина, Обломова.

«Кто я?», «Для чего рожден?», «Кому я нужен?» — обычно такие вопросы можно услышать от людей данного психологического типа. Кстати, их стало намного больше — социальные катаклизмы, начавшиеся в эпоху перестройки и не закончившиеся до сих пор, породили огромное число таких вот, выброшенных за борт жизни, людей.

Реклама

Психологические характеристики «лишних людей»:

  • чувство отвергнутости (семьей, ровесниками, обществом в целом);
  • раннее одиночество (интернатское воспитание, смерть родителей при трагических обстоятельствах, проживание у дальних родственников или опекунов при неблагополучии собственной семьи);
  • маргинальные условия жизни;
  • осознание нереализованности своих талантов, способностей вследствие незаинтересованности общества в поддержке детей из бедной среды;
  • хроническое чувство одиночества;
  • неумение поддерживать длительные контакты с людьми, низкая коммуникативная активность;
  • отсутствие цели в жизни, планов и устремлений;
  • рентные установки (ожидание, что общество и отдельные люди будут опекать и заботиться на добровольной основе — «мне все должны»);
    Реклама
  • несформированный родительский инстинкт, нежелание создавать семью, беспечность по отношению к тем, кто рядом;
  • завистливость и мелочность, склонность к осуждению других.

«Лишние люди» не только считают себя таковыми, но и в действительности довольно неприятны в общении, недоверчивы, порой хитры, любопытны, корыстны. Вечная маска «жертвы» на лице, скорбность и позиция «обиженного жизнью» делают их нежелательными элементами в среде благополучных людей.

Реклама

Общение с людьми такого типа бывает порой таким мучительным, что порождает лишь раздражение и гнев. Если разобрать жизнь каждого человека по отдельным «страничкам», то у любого из нас происходят и трагедии (смерть родителей, тяжелые болезни, существенные материальные потери), и наблюдаются довольно длительные периоды неудач. Но мы не начинаем считать себя «лишними», ныть и приставать к другим с рассказами о «вечной несправедливости».

Как вести себя с «лишними людьми»?

  1. Не поддерживать их тотальную драматизацию («всем бывает трудно», «нагнетая в себе негативные эмоции, ты многократно ухудшаешь положение», «у каждого есть хотя бы малюсенькие достижения и счастливые дни»).
    Реклама
  2. Помогать только в вопросах трудоустройства и приобретении полезных навыков; никогда не давать взаймы денег, не приводить в свой дом.
  3. В разговоре акцентируйте внимание на его мнении, подчеркивая, что его точка зрения важна для вас. Но, в то же время, не потакайте его лени и рентным установкам: ваш собеседник может почувствовать зависимость от вас, что усилит его ощущение отверженности, — ведь вы не можете быть постоянно рядом с ним.
  4. Будьте искренни в своих намерениях. Не обещайте того, чего не собираетесь делать.
  5. Если вы чувствуете, что общение с таким человеком вам в тягость (а это нередкое явление, учитывая прилипчивость данного контингента), то прекращайте контактировать с ним, порекомендовав городскую социальную службу или религиозную организацию, занимающуюся опекой таких граждан.
    Реклама

Есть один огромный плюс от общения с «лишними людьми» — именно они дают нам понять, насколько мы востребованы, любимы, по-своему счастливы. Нам есть за что держаться в трудные минуты — это ценности нашего рода, семьи и наши собственные святыни.

Реклама