Какие у вас брови? Шнобелевская премия-2020

Реклама
Грандмастер

В сентябре 2020 года в Гарвардском университете прошла ежегодная, 30-я по счету, церемония вручения шуточной награды, известной у нас как Шнобелевская премия, или попросту «Шнобелевка». Кто и за что получил ее в области психологии?

Какие у вас брови? Шнобелевская премия-2020

Шнобелевка! Откуда произошел этот смешной термин? Из не самого удачного перевода: оригинальное название награды «I

Реклама
g Nobel Prize», которое явно указывает на знаменитую награду, но по звучанию похоже на слово «ignoble», то есть «постыдный», «неблагородный», «низкий» и.т.п.

Из Википедии:

Шнобелевская (Игнобелевская, Антинобелевская) премия (англ. Ig Nobel Prize, от игры слов: англ. ignoble — «постыдный») — пародия на престижную международную награду — Нобелевскую премию. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября, то есть в то время, когда называются лауреаты настоящей Нобелевской премии, — «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься» (англ. first make people laugh, and then make them think). Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований» в 1991 году. Премией награждают за необычные и остроумные исследования, чтобы привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.

Реклама

Эту шуточную премию еще в 1991 предложил присуждать научно-юмористический журнал AIR (Annals of Improbable Research ,«Анналы невероятных исследований») за самые нелепые научные изыскания, которые «заставляют вас сначала засмеяться, а потом — задуматься». Чтобы не потерять игру слов, русскоязычные издания, после долгого отсева всевозможных вариантов, перевели название награды в анекдотическую «одесскую» плоскость, проигнорировав ее научную составляющую. Ну что ж, зато смешно.

Реклама

Марк Абрахамс, редактор издания «Анналы невероятных исследований», учредил популярную несерьезную премию под давлением обстоятельств. Как только он встал у руля журнала, к нему потянулись толпы энтузиастов, жаждущих поехать в Стокгольм за счет Нобелевского фонда. Новоиспеченный редактор пытался дать отпор, апеллируя к тому, что он не имеет и не может иметь никакого отношения к вручению заветных премий.

— Иногда это не помогало, и мне приходилось выслушивать подробные рассказы о якобы великих открытиях, — поделился с журналистами автор Шнобелевки.

К своему удивлению, Абрахамс заметил, что все же иногда продвигаемые проекты были настолько нетривиальны, что заслуживали отличия, но, конечно, не Нобелевского уровня. Тогда редактор собрал единомышленников, и они учредили новую премию, для которой придумали звучное название Ig Nobel Prize. Под этим названием новая награда начала свое победоносное шествие по миру.

Реклама

Среди других забавных проектов, претендующих на высокую награду, читателю может быть интересна заявка на Нобелевскую премию в области психологии в 2020 году. Она была подана за исследование, проведенное в 2018-м.

Итак, за что присудили премию в области психологии? За брови! Оказывается, по данным исследования двух канадских ученых, люди с густыми бровями с большей вероятностью могут оказаться нарциссами.

Реклама

Густые и четко очерченные брови стали модной тенденцией в последние годы, но, согласно исследованию ученых, брови человека могут сигнализировать не только о стремлении следовать моде. Они могут помочь вам определить, является ли человек нарциссом и эгоцентричной личностью.

Вот аннотация к посланному в серьезный комитет по присуждению премии имени Нобеля исследованию.

Аннотация:

Хотя изначально нарциссы обаятельны и привлекательны, они часто проявляют негативное межличностное поведение. Таким образом, идентификация нарциссов и их избегание имеют адаптивную ценность. В то время как прошлые исследования показали, что люди могут судить о грандиозном нарциссизме других по внешнему виду (включая их лица), сигналы, подтверждающие эти суждения, требуют дальнейшего разъяснения. Здесь мы исследовали, какие черты лица лежат в основе восприятия грандиозного

Реклама
нарциссизма и как они передают эту информацию.

Само исследование, опубликованное в апреле 2018 года в Journal of Personality и получившее в сентябре 2020 года Шнобелевскую премию, названо «Брови сигнализируют о грандиозном нарциссизме» и предполагает, что люди с густыми бровями с большей вероятностью будут действовать эгоцентрично и отстаивать свои убеждения во что бы то ни стало.

Чтобы изучить это, исследователи Миранда Джакомин и Николас Рул (Miranda Giacomin, Nicholas O. Rule) выбрали фотопортреты 39 студентов Торонтского университета, которых перед этим попросили сфотографироваться, сохраняя нейтральное выражение лица. 26 субъектов на фотографиях были женщинами, 13 — мужчинами, 32 — белыми, а 7 — другой расы. Средний возраст запечатленных на фото составлял 21 год.

Реклама

Затем 39 испытуемых прошли стандартизированный тест на наличие нарциссической личности, чтобы определить свое место в спектре. Это был так называемый Нарциссический опросник личности (НОЛ), где среди других вопросов были такие: насколько они согласны с утверждениями, как «Если бы я правил миром, это было бы лучше» и «Мне легко манипулировать людьми», в которые обычно верит так называемый «классический нарцисс».

Добровольцам дали задание самим оценить себя и других испытуемых, чтобы выявить, кто из небольшой выборки молодых людей кажется наиболее самовлюблённым. Затем каждому из добровольцев показали вышеупомянутые фотографии и предложили оценить их по шкале от 1 (совсем не нарциссический) до 8 (крайне нарциссический). Студенты занялись этим определением уже после того, как до них это сделали ученые.

Реклама

Для усложнения задания исследователи даже перевернули изображения вверх ногами, потому что это позволяет человеческому глазу смотреть на отдельные черты лица по очереди, а не группировать их в воображении, как единое целое. Исследователи попросили другую группу из 27 добровольцев оценить перевёрнутые изображения. В результате оказалось, что чаще всего испытуемые идентифицировали самовлюбленных людей по верхней половине лица.

После этого психологи сосредоточились исключительно на глазах и бровях. В последней части эксперимента исследователи закрыли сначала глаза, а затем брови на фотографиях черными полосками, а потом попросили добровольцев оценить предполагаемых «классических нарциссов», представшими один раз без глаз, другой — без бровей.

Реклама

Фокус-группа, состоящая из 121 студента, определила показатель НОЛ среди отмеченных лиц без глаз либо без бровей, и выяснилось, что главная особенность нарциссов кроется не в выражении глаз, а определяется шириной и плотностью бровей.

— По сути, мы провели длинную серию экспериментов, в которых мы сужали черты лица все больше и больше, пока не выделили брови как основной признак нарциссизма, — сообщила Миранда Джакомин изданию «Insider».

Исследователи также классифицировали брови каждого испытуемого с точки зрения густоты, формы и ухоженности. Они обнаружили, что фотографии с четко выраженными бровями чаще воспринимаются людьми как признак эгоцентризма, а стиль, форма и плотность бровей практически не играли роли.

Реклама

Миранда Джакомин утверждает, что было трудно определить, сыграл ли косметический уход за бровями, который сегодня популярен для изменения формы или толщины бровей, особенно у представительниц прекрасного пола, роль в восприятии этих черт лица. Ведь можно использовать макияж, чтобы сделать свои брови гуще. Интересно, что одним из предложенных «героев» этого исследования стал и сам Марк Абрахамс, учредитель премии Ig Nobel Prize. Обратите внимание на его брови.

Реклама

Почему именно брови? Хотя брови недостаточно изучены, они могут быть самой выразительной чертой лица, выполняя несколько важных социальных функций (Linstrom, Silverman, & Susman, 2000). Внося свой вклад в широкий спектр эмоциональных выражений, таких как гнев, страх, счастье и удивление, брови могут невербально сообщать и подчеркивать отдельные сообщения.

Например, приподнятые брови могут сигнализировать о вопросе так же, как повышение тона голоса. На бровях также видны высококонтрастные линии, по которым издалека можно обнаружить непроизвольные мимические сокращения.

Садр, Яруди и Синха (2003) обнаружили, что люди узнавали знаменитостей не по глазам, а по наличию на фото бровей (например, по снимкам президента США Ричарда Никсона, Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, художницы Фриды Кало или актрисы Вайноны Райдер).

Реклама

Поскольку настоящие нарциссы жаждут признания и восхищения, они могут стремиться сохранить четко очерченные густые брови, чтобы облегчить другим способность замечать, узнавать и запоминать их, как, например, это делали перечисленные личности.

Реклама

Брови также влияют на привлекательность и выбор партнера, установили ученые (Bruce et al., 1993; Cosio & Robins, 2000). И мужчины, и женщины, любящие себя, обычно тщательно ухаживают за ними. Выщипывание, окрашивание, восковая эпиляция, инъекции ботулинического токсина и перманентное нанесение татуировок — распространенные способы подчеркнуть дугу и широту надбровных дуг. Этот макияж может сделать людей более привлекательными, придать лицам кажущуюся мужественность или, наоборот, женственность.

Учитывая, что нарциссы часто ведут себя агрессивно в сексуальной конкуренции и обычно добиваются успеха в обеспечении краткосрочных сексуальных партнеров, их выразительные брови могут сигнализировать об этом качестве.

Специалисты пока не могут ответить на вопрос, чем именно можно объяснить взаимосвязь между бровями и чертами характера, однако считают, что на простое совпадение это списать нельзя.

Реклама