Как родительские установки влияют на развитие и самооценку ребенка?

Реклама
Грандмастер

То, каким вырастет ребенок, прямым образом зависит от отношения к нему родителей. Именно в семье происходит социализация ребенка, именно здесь юный член семьи получает первые понятия о мире.

Родители влияют на самооценку ребенка. А восприятие мамой и папой ребенка, названное родительскими установками, влияет на психическое и социальное развитие детей. Существует несколько типов таких установок.

1. Принятие. Представляет собой самый гармоничный тип родительской установки. Юный член семьи принимается таким, каков он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Интересы и желания ребенка уважаются, а его индивидуальность ценится. Таким образом, малыш вырастает уверенным в себе, умеет также хорошо и адекватно оценивать мир.

2. Наряду с принятием хорошо влияет на психическое развитие ребенка такая установка, как социальная желательность. Родители поддерживают увлечения сына или дочери, высоко ценят его способности (как интеллектуальные, так и творческие). При этом мама и папа поддерживают точку зрения ребенка, гордятся им, в конфликтных ситуациях стараются встать на его сторону. Дети вырастают уверенными в себе, иногда со слегка завышенной самооценкой. Однако они доброжелательны и социализированы.

Реклама

3. Гиперопека. Родители чрезмерно эмоционально близки со своим чадом. Иначе это называется симбиозом, ведь родители считают себя единым целым со своим ребенком, постоянно тревожатся за него.

Реклама

В последнее время активно изучается детскими психологами и еще один подвид гиперопеки, называемый «вертолетное родительство». Характеризуется он тем, что даже после того, как ребенок покидает родной дом, например, уезжая учиться в другой город или снимая квартиру, родители, тем не менее, как вертолеты, продолжают кружить над ним и следить непрестанно за всеми аспектами его жизни. Разумеется, в такой родительской установке нет ничего хорошего, поскольку в случае постоянного родительского контроля у детей размываются границы собственного «я».

4. Гиперсоциализация. Характеризуется требованием постоянного послушания и постоянной дисциплины, невзирая на личные желания ребенка. Родители постоянно хотят контролировать его и быть в курсе всего того, что происходит в его жизни. Ребенок сразу после школы или дополнительных занятий должен идти домой, не останавливаясь ни с кем поговорить. Такие дети вырастают с затаенной обидой на родителей, в жизни абсолютно несамостоятельные, а повзрослев, стремятся как можно скорее уйти из семьи.

Реклама

5. Эмоциональное отвержение. Ребенок оценивается как маленький неудачник. Мама и папа за что-то злы на ребенка, поэтому видят в нем «козла отпущения». Малыш вырастает в атмосфере негатива и авторитарности родителей. Он становится забитым и замкнутым, с явно заниженной самооценкой. Устроиться в жизни в последующем ему бывает очень и очень трудно.

Реклама

6. Инфантилизация. Родитель видит ребенка всегда в дурном свете, с приставкой «не»: неумелым, неуспешным, несерьезным. Увлечения ребенка кажутся родителю несерьезными, стремления и планы — не стоящими реализации. Родитель при этом стремится контролировать свое чадо и ограждать его от опасностей окружающего мира. Таким образом, дети вырастают также с заниженной самооценкой, они считают, что не способны добиться ничего серьезного в жизни.

Все эти установки — часть родительского программирования. Не многие догадываются, что своими словами, поступками, интенциями, равно как и своими запретами или разрешениями, родители формируют в ребенке особые программы, которые окажут влияние на всю его последующую жизнь. Неверные установки могут явиться источником эмоциональных проблем ребенка.

Реклама