Психология общения. Что такое конфликтогены?

Реклама
Профессионал

Иногда, казалось бы, на пустом месте, вскользь оброненные фразы могут вызвать негативную реакцию собеседника. Не слишком тактичные люди произносят их случайно, не желая кого-то обидеть. Но добиваются, пусть и невольно, именно этого. И так повышают напряжённость в рабочем коллективе, в семье, портят праздники и настроение.

Чтобы не создавать вокруг себя атмосферу недоброжелательности, лучше такие фразы-конфликтогены не употреблять, потому что они точно не помогут создать тёплые отношения. Что это за фразы?

«У меня нет времени», «Я слишком занят»…

В этих обычных словосочетаниях нет ничего оскорбительного, но они выдают невоспитанного человека. Людям словно показывают, как они не важны для собеседника.

Отказываясь от общения, стоит выразить сожаление и предложить собеседнику иной вариант.

  • Например, такой: «Мне надо на совещание, но я непременно позвоню, чтобы закончить наш разговор».
  • Или: «Жаль, что времени нет. Может, встретимся завтра и поговорим как следует?»

«Я за это денег не получаю», «Это не моя обязанность»…
Реклама

Что бы говорящий не имел в виду, воспринимаются эти слова как желание увильнуть от работы, как равнодушие к общему делу.

Реклама
  • Лучше произнести что-то вроде: «На этой неделе большой список дел. Вы думаете, лучше начать с этого?»

Используя психологию общения таким образом, можно поставить руководство в известность о своей загруженности и ненавязчиво проинформировать его о том, что какие-то прямые обязанности могут пострадать из-за нового задания.

«Это может показаться глупостью, но…»

Фраза неудачна сразу по двум причинам. Она дискредитирует высказанную идею, даёт понять, что произносящий её не вполне уверен в том, что говорит. К тому же в ней выражено сомнение в мыслительных способностях собеседника: мол, ему покажется ерундой то, что достойно внимания. Лучше исключить подобное из лексикона.

Реклама

«Вы только не обижайтесь, но…»

Нельзя начинать с предупреждения о том, что сейчас последует нечто неприятное для собеседника. Если такие слова уже готовы сорваться с языка, нужно немедленно перейти на другую тему.

Реклама

«Ты совсем исхудала», «Что-то ты поправилась»…

Это неприятная тема. Многие люди и без того недовольны своим внешним видом. Намного лучше лишний раз сказать человеку: «Прекрасно выглядишь сегодня».

«Вы неплохо сохранились для Вашего возраста»

Это комплимент? Нет, это напоминание о том, что молодость ушла. Не надо напоминать людям о количестве прожитых лет.

«Наконец-то ты его бросила», «Она никогда тебе не подходила»…

В ситуации разрыва отношений это плохое утешение. Это намёк на то, что собеседник не разбирается в людях или лишён вкуса. Лучше завуалированно похвалить его: «Она (он) многое потеряла (потерял)». Так можно показать свою личную высокую оценку собеседника и поддержать его, никого не обидев.

Реклама

«Всегда ты так», «Вы в своём репертуаре»…

Одна из обиднейших фраз в дискуссии, начало возникновения конфликта. На человека словно ставят печать: он всегда поступает плохо, нечего ждать от него другого. Не стоит делать упор на недостатках собеседника.

Реклама

Лучше перенести акцент на свои переживания: «Я так огорчена, что ты мне не помог». «Мне неприятно видеть беспорядок в комнате». Ему не захочется вновь огорчить близкого человека. А выдвигая обвинения, можно лишь заставить почувствовать себя несправедливо обиженным.

«Когда любят, так не поступают», «Если бы ты меня уважал…», «Ты меня не ценишь»…

Эти фразы содержат недоверие к чувствам партнёра, что, конечно, обижает. А ещё однажды могут зародить мысль: «Может, и правда не люблю?» Так не уладить конфликт, не сделать связь между людьми прочнее. Не ставя под сомнение отношение партнёра к себе, правильнее сказать ему, что этот конкретный поступок больно задевает, и объяснить почему.

Реклама

Все вышеперечисленные фразы не обязательно могут привести к конфликтам, но собеседник наверняка уловит в них негативный подтекст и, возможно, изменит мнение о своём визави не в лучшую сторону. Поэтому думайте и помните: «Вначале было слово!»

Реклама