Хорошие книги в советское время были дефицитом. Их или брали по талонам за сдачу макулатуры, или из-под прилавка, по блату. Кроме этого их, бывало, распространяли через клубы книголюбов на работе.
Вот как-то на работе в отдел принесли новые книги «от книголюбов». Некоторые, как обычно, разыгрывали между желающими, а одну посмотрели, увидели формулы, таблицы и, хмыкнув, сказали, что это неинтересно. Книгу о законах Паркинсона я забрал безо всякой конкуренции с коллегами, за что им огромное мое спасибо.
Так что же они такое — законы Паркинсона? Я бы назвал эти законы законами развития бюрократизма/чиновничества. Существует три закона Паркинсона, а также закон миссис Паркинсон. Но впоследствии из этих четырех законов появилось множество лемм.
Первый закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на неё»
Например, когда пожилая дама пишет письмо племяннице, это может занять у нее весь день. Ведь что-то еще делать ей не надо. Она будет час выбирать конверт, два часа думать, что именно написать, десять минут на само письмо. А потом, чтобы приготовиться к выходу на улицу и кинуть письмо в почтовый ящик, потребуется несколько часов: ведь надо выбрать сочетающиеся платье, шляпку, сумку и обувь. А потом решить, надо ли брать на улицу зонт и какой именно. Ну и 10 минут на сам поход к почтовому ящику.
Из первого закона получены две леммы:
- Чиновник стремится множить себе подчиненных.
- Чиновники стремятся создавать работу друг для друга.Реклама
Впоследствии из этого закона и его лемм было доказано еще несколько «подзаконов».
Второй закон Паркинсона: «Расходы растут с доходами»
Когда молодой человек приходит на работу, он готов пользоваться малым. Затем, по мере роста в должности и зарплате, он сначала носит более приличную и дорогую одежду, потом покупает более приличный автомобиль, потом переселяется в более престижный район, согласно изменению его должностного уровня. Все это требует все больше денег, практически — всех денег, которые он зарабатывает.
Следствием этого закона является то, что рост налогов ведет лишь к увеличению бюрократии и к росту бюрократической волокиты.
Третий закон Паркинсона: «Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути»
Имеется в виду, что предел совершенству все же существует. Если есть маленькая и успешная фирма, дающая большую прибыль, то всегда стоит подумать, надо ли нанимать еще 10−100−1000 человек, надеясь на еще более мощный успех, ведь командовать 10 людьми на несколько порядков проще, чем управлять сотнями людей. И вместо грандиозного успеха может последовать не менее грандиозный провал.
Для доказательства автор приводит статистические данные по флоту Великобритании.
В 1914 году во флоте было 62 корабля, на которых служили 146 тыс. военных моряков, в портах работало 60 тыс. рабочих и служащих, в Адмиралтействе служило 2000 человек.
А в 1928 году на 20 кораблях было менее 100 тыс. моряков, зато в порту рабочих и служащих стало почти 70 тыс., а в Адмиралтействе служило 3.5 тыс. человек…
То есть кораблей стало втрое меньше, при этом обслуживали их все большее количество рабочих и служащих. А количество работников Адмиралтейства увеличилось без малого в 2 раза.
Кроме этих законов, Паркинсону приписывают еще несколько законов, появившихся позднее.
- Закон телефона, утверждающий, что эффективность телефонного разговора обратно пропорциональна затраченному на него времени. Вспомните телефонные разговоры и убедитесь в правоте этого закона.Реклама
- Закон тысячи, согласно которому организация, в которой более 1000 сотрудников, является «административно самодостаточной»: она внутри себя производит столько запросов и требований, что контакты с остальным миром такой организации уже не нужны.
- Закон информации, который, применимо к компьютерной технике, звучит так: «Объём данных растёт так, чтобы заполнить всё место на носителе». Выходит, что спрос на ресурс растет вместе с ростом предложения ресурсов (вспомним первые флэшки на 64 МБ, или старые флоппи-диски на 1.4 МБ, на которые влезало все что нужно).
- Закон научных исследований утверждает, что «успешные исследования позволяют повышать финансирования, а это приводит к невозможности дальнейших исследований».
В каждой шутке есть доля истины, мы знаем об этом. Но надо признать, что в законах Сирила Паркинсона — правда и только правда, а их изучение может помочь бизнесменам или управленцам работать намного лучше и с большим успехом.