Боитесь ли вы конца света?

Реклама

По статистике, в умах огромного количества людей находит отражение идея о конце света. Достаточно посмотреть количество поисковых запросов в Яндексе, чтобы увидеть, сколько людей обеспокоены этой темой. Постоянные новости, которые связаны с негативными событиями, влияют на многих тревожных и боязливых людей и усиливают влияние этой темы.

Хочу немного критично и в чем-то даже иронично посмотреть на эту ситуацию. Впервые с информацией о конце света я встретился в 1992 году, когда мне было 14 лет. В метро я прочитал листовку одной секты, что конец света точно состоится в последних числах октября (конкретную дату уже не помню) ровно в 12 часов ночи. А как раз за несколько месяцев до этого, волею судьбы, я крестился в католической церкви в Польше и различные религиозные размышления как раз набирали силу в моем детском уме.

Я поверил, но без страха, а как маленький исследователь. Мне было интересно, произойдет ли это на самом деле и как произойдет. Воображение услужливо предложило мне такую трактовку ситуации: все неслучайно, недавно я крестился как раз для того, чтобы успеть очиститься от грехов и попасть в рай. До

Реклама
конца света оставалась ровно неделя! И я решил использовать её по-максимуму.

Что же я делал в течение этого времени? Ходил в школу, как обычно, ну не пропускать же уроки, а как я объясню пропуски — сектантской листовкой? Не поверят. Сходил на всякий случай исповедался — как раз недавно начал посещать костел на Лубянке. Исповедался не сразу, а на четвертый или пятый день — ну, чтобы максимальное количество грехов скинуть. Прикинул, что за оставшиеся 3 дня сильно не нагрешу.

В обозначенное время сидел с четками и ждал, что же произойдет. Помню единственное ощущение, когда пришло время — это недоумение.

Реклама

Сейчас забавно вспоминать эту ситуацию, однако выводы я сделал железные: с тех пор не ведусь на Армагеддон ни под каким соусом.

Дальше были концы света в 2000 году, в 2012, астероиды, кометы… и вот теперь коронавирус — не совсем конец света, но ассоциативно близко. По сути, это скрытое ощущение конца света. И истерия нагнетается почти как в 2012 году.

Совсем забавная ситуация была инициирована одной американской сектой: также была назначена дата и прямо по улицам ходили члены этой секты и рассказывали прохожим о том, что их ожидает. Они это называли: «Потрубить напоследок».

Помню, в конце 90-х годов видел на прилавке книжного магазина книгу с очередной датой и обоснованием, почему и как все будет происходить в тот назначенный день. Значит, был спрос на эту книгу, а автор получил гонорар. Тогда у меня промелькнул вопрос, а сразу ли уберут с книжных полок эту книгу, как придет искомая дата, или так и будет лежать? И дальше я даже немного обеспокоился за книжный магазин — куда же они денут не проданные экземпляры?

Реклама

Что же это за феномен такой, что одни охотно носят в себе ощущение страха и конца чего-то, а другие изящно подпитывают эти эмоции и ощущения, попутно решая свои задачи — привлечение внимания и заработок денег?

Основными качествами, на которые приклеиваются все переживания про конец света, являются повышенная тревожность и внушаемость.

Реклама

Чтобы противостоять этим переживаниям, нужно развивать критическое мышление, то есть умение понимать и различать в воспринимаемой информации то, что относится к реальности, а не то, к чему нас она толкает. Что будет, если каждый раз пытаться понять, зачем тот или иной источник информации продвигает ту или иную тему? Кому это выгодно? Иными словами — как в детективе: где мотив преступления?

Если проследить этот мотив, то мгновенно вырабатывается своеобразный иммунитет против информационной заразы. Кому выгодно нагнетать истерию по поводу многочисленных «концов света»?

  • Различным сектам, чтобы привлечь в свои ряды дополнительных адептов из числа наиболее тревожных и внушаемых людей. Секты привлекают к себе новых последователей, а руководители умело монетизируют все эти процессы.
    Реклама
  • Средствам массовой информации, от телевидения до газетных репортажей, это выгодно, опять же, для привлечения внимания: если новости будут блеклыми и тусклыми эмоционально, то мало кто будет их смотреть. Всем известно, что чем больше аудитория, тем больше прибыль от рекламы.
  • Авторам книг о конце света хочется обрести мимолетную славу, а также продать свои книги, сколько успеют, до того момента, пока не обнажится их несостоятельность.

Таким образом, понимая и прослеживая изначальную мотивацию, с которой распространяется та или иная информация, можно обезопасить себя. И как говорил герой бессмертного произведения Булгакова: «Не читайте до обеда советских газет». Впрочем, этого не следует делать и после обеда, а также листать новостную ленту и смотреть новости по телевизору.

Реклама