После декретного отпуска мне нужно было выходить на работу в школу, но оказалось, что место в садике мне дадут с одним условием: я год отработаю воспитателем с яслях, так как у них уходит человек в декретный, а заменить некем.
С директором школы договорились, хотя он поначалу пытался протестовать, но когда выяснилось, что дочь оставить мне всё равно не с кем, то мой возврат в школу сам собой отложился на год.
И вот я первый день на новой работе. Впечатления — не передать словами: родители спешат, дети орут, малышей не оторвать от мам и пап, так крепко они за них цепляются. Крик стоит, хоть святых выноси! Группа от года до трёх.
Нянечка меня успокаивает: веди в группу, давай игрушки и наблюдай, чтоб не покалечились.
Первые два часа я была просто в мыле. Дети ведь не сразу привыкают к новому человеку, а попробуй подружиться сразу с двадцатью шестью крохами.
Кто постарше, от двух до трёх лет, быстрее пошли на контакт и увлеклись игрушками. Я их оставила и стала нянчить самых маленьких детей: кто на руки забрался, кто вокруг уселся сказку слушать.
Рассказывала я медленно и всё время поглядывала на старших. И вдруг оторопела: мальчик с девочкой играли в куклы, и вот этот малыш заявляет подружке:
— Я пьяный домой пришел, сейчас буду падать, а ты меня лови.
Идёт, качается, точно изображая сильно пьяного человека, потом орет:
— Держи меня, дура, а то убьюсь… И давай уже — ори!
Девочка начинает хныкать:
— Я так не играю…
А мальчишка хватает её куклу, шлепает по заду, швыряет в сторону и ворчит:
— Убери! Спать мешает! — и ложится на ковер натурально храпеть.
Девочка плачет, прижимая к себе куклу.
Я подхожу к ним, её успокаиваю, а у него спрашиваю:
— А во что ты играешь?
Ребенок спокойно отвечает:
— В мамку с папкой!
Мальчику два с половиной года. Семья благополучная. Оба работают в Доме культуры, и я их хорошо знаю, поэтому пребываю в шоке.
Дети, как губка, впитывают наши слова, копируют жесты, поведение (причём буквально с первого дня жизни, говорят, даже ещё до рождения, находясь в утробе матери), как бы мы ни маскировались в людском обществе, дети проявят нас лучше любого рентгена.
Как только ребенок появляется в детском саду, а потом в школе, опытному педагогу ничего не надо рассказывать о семье, он всё увидит, услышит и поймет сам. Если в детстве родители считали, что их главная обязанность — накормить, напоить и одеть-обуть, то ничего хорошего в дальнейшем им ждать не стоит.
В 90-е годы я никак не могла найти понимание с семьей врачей, когда пыталась обратить их внимание на проблемы их же собственных сыновей старшеклассников. Мама лучилась высокомерием: мои, дети, мол, обеспечены так, как вам и не снилось. Даже директору жаловалась, что я её достала.
Через три-четыре года их старший сын попал в тюрьму за грабёж, а два младших погибли. Она пришла ко мне специально, просила прощения за своё поведение, жаловалась на судьбу: дом набит добром, денег девать некуда, но что теперь?! Кому, если старший заболел туберкулезом и неизвестно, выйдет ли живым из тюрьмы?!
Она любила своих детей. Бездумно. На уровне инстинкта. Оказалось, этого мало…
Ребёнка мало просто вырастить. Его нужно воспитать. И вот здесь уже выясняется, что самые первые годы жизни детей и есть самые важные в воспитании. Ошибки, которые мы допустим в это время, практически неисправимы.
Развивать в ребенке стремление к знаниям нужно с первого дня жизни, так же как и объяснять все правила человеческого общежития.
Вспомните, сколько шишек вы набили сами за свою жизнь, сколько раз пожалели об упущенных возможностях. Постарайтесь так вести себя с ребенком, чтобы ему потом не в чем было вас упрекнуть. Готовьте его к самостоятельной жизни с того момента, когда он начал ходить.
К сожалению, жизнь непредсказуема и печальных случайностей кому-то не удается избежать в наш век сумасшедших скоростей и глупых поступков.
Подумайте, как выжить вашему ребенку, если он вдруг (не дай Бог) останется один. Деньги спасают не всегда. Даже огромные суммы уходят в миг с помощью мошенников. А вот знания, умения, светлая голова на плечах — это тот капитал, который не украдет никто.