Везде так бывает, даже у нас. А у них-то всё это длится тысячелетиями! Такого напридумают! Отсюда и туристов у них много: ходят толпами, фотографируют, ушки у всех пообвисли скорее не от жары, а от местных историй.
Вот, к примеру, километрах в десяти от Лутраки находится Голубое озеро (Вульягмени).
Прекраснейшее место!
Озеро небольшое, живописное, с песчаным пляжем и сетью привычных мелких лавок и таверн на берегу. Но самое главное — вода в озере морская, такая же прозрачная, чистая и солёная.
Озеро это — даже не озеро, а скорее лиман, соединённый с Коринфским заливом небольшим искусственным каналом, метров 25−30 длиной.
Рядом есть действующий маяк, а рядом с ним — руины Храма Геры. Раскопки не закончены. Несмотря на то что храм построен где-то в Х веке до нашей эры, он не внесён ещё в Список наследия ЮНЕСКО, но бумаги готовят.
А почти на сорокаметровой глубине находятся затопленные остатки древнего поселения, если верить местным дайверам, подтверждающим наличие развалин на дне.
Местная легенда гласит, что Гера, супруга всемогущего бога Олимпа Зевса, гуляя по окрестностям, попросила молочка у здешних жителей. А они не признали богиню и зажали молочный продукт. Но может, и признали, но подумали, что Гера пожаловала к ним с санитарно-эпидемиологической инспекцией на предмет изучения качества продуктов, налаживая экспорт санкционных в древности сыров.
Гера обиделась и затопила городишко морской водой. Правда, жертв вроде не было. Потому что народ успел выбежать из домов и разбежаться в разные стороны, пока богиня их проклинала.
В древней Греции, наверное, тоже были мощные ругательства, типа наших. Но до современников они не дошли. Культура не та! Писали бы на заборах, сохранился бы фольклор ругательный!
Тут, конечно, много нестыковок обнаруживается…
Во-первых, негуманно это, ведь Гера хоть и богиня, но всё же женщина. Понятно, что историографы-мужчины придумали подобный поклёп на представительницу прекрасной половины человечества, чтобы потом возражать на утверждение:
«Если миром будет править женщина, то прекратятся войны и наступит эра благоденствия».
Женоненавистники тут же начинают приводить аргументы с упоминанием жесткости Маргарет Тэтчер, Ангелы Меркель, коварство Фанни Каплан, а если не удаётся одурачить народ, то припечатывают доводом о жестокости Геры.
Понятно всё… Гендерное неравенство так и прёт из подобных обвинений!
Порывшись глубже в истории, узнаёшь много хорошо забытого старого. Гера хоть и была по божественному штатному расписанию Покровительницей семьи и супружества, но и сама не смогла избежать предательства супруга, Громовержца Зевса, который завёл на стороне шашни.
Чтобы Гера его не засекла, Зевс превратил свою любовницу, прекрасную и молодую Ио, в белоснежную корову. Отправил её на отдалённые пастбища и похаживал к ней периодически, расколдовывая. А Гера об этом узнала…
Так что не просто так она молочка попросила, если и была действительно такая её просьба в истории. Она хотела вывести «кое-кого» на чистую воду. Тогда же не было демократических институтов, общественного мнения, независимой прессы. Женсоветов, в конце-то концов!
А местные её не поняли, не помогли. Гера и расстроилась… Она всё же женщина, существо ранимое, эмоциональное… Так что не всё просто было с этим молочком.
А мне представляется, что узкий перешеек в древности разрушило землетрясение и морская вода заполнила горную лощину. Позже рабы облагородили расщелину, превратив её в полноценный канал аккурат к визиту какой-нибудь древней заморской делегации.
Хотя… Пока писал рассказ, вспомнил один случай, историю из жизни.
В начале 70-х годов я служил в войсках, которые сейчас называются МЧС. Однажды на Медео, в районе турбазы Горельник, возникла катастрофическая ситуация. Переполненное водохранилище грозило прорвать рукотворную плотину и смыть стремительным грязе-каменным селем несколько аулов и посёлков в долине.
Авиацией срочно перебросили мощные импортные насосы для откачивания и организованного отвода и сброса воды. Но насосы переставали справляться, выходя из строя и забиваясь грязью. Очень трагическая ситуация возникла, когда в работе оставалось всего два насоса. К тому времени уже закончилась срочная эвакуация населения и войска оцепили большую обезлюдевшую территорию.
В оцепенении все ждали — что же будет…
В тот раз пронесло, вздохнули с облегчением. И дома, и люди со скотом не пострадали. Но вскрылась одна анекдотическая ситуация.
В одном из посёлков, уже не припомню название, перед глазами вернувшихся предстала интересная картина… Стена единственного магазина в посёлке, обращённая в сторону прихода предполагаемого разрушительного селя, была аккуратно проломлена, а все товары вывезены во время срочной эвакуации подчистую. Входная дверь была закрыта на все замки и опечатана печатью магазина. Всё — как положено…
Понятно, что среди ликующей толпы односельчан единственный, кто жалел о том, что катастрофа не произошла, был директор этого магазина.
Рассказывая об этом, понимаю, что за тысячелетия любая историческая правда превращается в сказку, а любое действительное событие может превратиться в обычный анекдот.
Так и с возникновением Голубого озера что-то подобное могло быть. Проворовался какой-нибудь торгаш или чиновник. Скрыл следы воровства, уничтожив город, а слух пустил про вину безответной Геры. А чтобы грехи свои замолить, ещё и Фонд создал потом какой-нибудь по возведению храма, вложив в его строительство незначительную для него сумму.
Но просто диву даёшься, когда напраслину начинают походя возводить на женщин, не разобравшись. Со временем и храмы даже возводят…
А если подумать, Гере на небесах от этого легче… Женщину, как и поэта, любой обидеть может! А Гера вроде бы ещё и стихи писала…