При строительстве домов и производственных зданий особое внимание обращали на печное хозяйство. Однако вечного ничего не бывает и со временем печь начинала сильно дымить. Происходило это по той причине, что сажа постепенно накапливалась в дымоходе и частично забивала его.
Многие пожары происходили в силу как раз того, что сажу не удаляли из труб. Пожароопасность резко увеличивалась, если печь использовалась не только для обогрева, но и для приготовления пищи — сажа впитывала в себя жир и горела, как порох. Труба нагревалась при таком горении и от высокой температуры начинал тлеть примыкающий к ней деревянный потолок. А это уже начало пожара.
Особенно часто пылали дома, построенные полностью из бревен. В истории есть описания того, как порой выгорали дотла населенные пункты. Словом, опасность сажи в трубах была осознанна человеком давно. Но все дымоходы в старину делались с целью экономии дорогого кирпича только узкими. Пролезть в них могли лишь дети хрупкого сложения. Но сажа на коже вызывала у них раковые болезни. В итоге было запрещено для чистки труб использовать детей. Трубочистами становились с шестнадцатилетнего возраста.
Первая запись о профессиональном удалении сажи из труб относится к 1639 году. Именно тогда трубочист Гудманд Ольсен провел очистку труб от сажи в Копенгагене у датского короля Кристиана IV. Выполнил он эту работу на совесть, придумав свой способ: на длинный шест накручивал тряпки, опускал шест в трубу и выметал сажу. Смекалка была оценена и имя трубочиста попало в историю.
В 1728 году большой пожар сжег почти половину Копенгагена, застроенного домами из дерева. После этого чрезвычайного события в Дании решили образовать бригады профессиональных трубочистов. Такие же бригады появились и во многих других странах.
Востребованность в чистке дымоходов была столь велика, что трубочистам дали даже льготы — им разрешили носить цилиндры (привилегия только господ) и саблю. По улицам трубочисты ездили в дальнейшем на специально сконструированных для них велосипедах. Однако в народе сложилась о них неверное мнение, как о грязнулях. Даже были придуманы поговорки и пословицы. И далеко не все знали, что отмыться трубочисту невозможно — сажа проникала в поры кожи и со временем лицо работяги становилось похожим на темную маску.
Ошибаются те, кто считает, что трубочисты нынче не нужны, так как центральное отопление ведь в домах. Но в сельской местности до такого комфорта все еще очень далеко. Тогда откуда мнение на тот счет, что трубочисты не востребованы?
Отчасти мнение связано с тем, что нынче нигде не учат этой профессии. В бывшем СССР профсоюз трубочистов имелся в Таллинне. Действует ли он сейчас, не знаю. На Западе в прошлом веке были курсы трубочистов в Дании и в США.
Тем не менее говорить о том, что профессия трубочиста ушла в прошлое, не совсем правильно. Другое дело, изменились сами трубы: в них теперь делают специальные люки для очистки от сажи. В инструментах появились новые приспособления. В первую очередь это раздвижные телескопические штанги со сменными металлическими ершами.
Кроме того, трубы стали делать более широкими, что позволяет устанавливать в них вентиляторы, которые тоже ведут очистку от сажи. Можно оценить состояние дымохода, опуская в него веб-камеру, что позволяет выявить проблему и устранить ее.
Однако справедливости ради надо сказать, что слово «трубочист» уже не услышать. Стала эта профессия называться иначе: специалист отопительных систем.