Все же организаторам хватило и мудрости, и чувства юмора, и теперь среди отмечаемых дат у жителей Земли появился еще один — несколько экстравагантный — объект для празднования.
А в 2009 году короткий, но столь важный для нужд человечества термин «унитаз» (в английском варианте toilet bowl) отпраздновал свой столетний юбилей. О происхождения самого слова в русском языке есть несколько версий. Самой распространенной является та, согласно которой в Россию первые экземпляры жизненно необходимых удобств поставлялись испанской фирмой «Unitas», что означает «единство». Забавный каламбур.
Из Википедии:
Всемирная туалетная организация (англ. World Toilet Organization (WTO) — организация, учрежденная в 2001 году в Сингапуре в ходе международной конференции, посвящённой проблемам туалетов — санитарии, которая ежегодно с 2001 до 2011 проводила Всемирные туалетные саммиты.
Официально день 19 ноября призван для широкомасштабной агитации о проблемах чистой воды и санитарии в странах третьего мира.
Отсутствие во многих странах Азии и Африки доступа к чистой воде, туалету и месту для приема водных процедур привело к тому, что сегодня более чем два с половиной миллиарда людей имеют проблемы с вышеперечисленными необходимыми удобствами. А эта цифра охватывает почти 30% всего населения Земли.
«Когда природа зовет, нам стоит прислушаться»
Это лозунг предстоящего Всемирного дня туалета 19 ноября 2018 года.
Вот только несколько интересных фактов: каждый из восьми человек, живущих в нашем мире, вынужден справлять нужду в открытом месте, невзирая на «зрителей». Если учесть, что по приблизительным подсчетам мы проводим в наших комфортных туалетах полтора часа в день, что здесь можно добавить?
Отсутствие гигиены и плохая осведомленность о ней является частой причиной детской смертности от диареи, особенно, если ребенку не внушили простейшее из правил гигиены: вымыть руки перед едой и после посещения туалета. Дети о них просто не слышали. К 2030 году ООН взяла обязательства обеспечить адекватными санитарными условиями всех жителей планеты.
А пока пройдемся по самым экстравагантным устройствам, в которые превратились будки с народным названием «очко».
Самый дорогой, он же космический
Именно таким является официально названный АСУ (ассенизационным санитарным устройством) космический кабинет. Стоимость такого совершенно необходимого в космосе приспособления в 2008 году составила около 20 млн долларов. Создан он был в России корпорацией, занимающейся исследованиями устройств, необходимых для функционирования космических кораблей и станций. Причем новое устройство очень похоже на свой земной оригинал. Примечательно, что NASA закупило его в России, так как тратиться на собственное изобретение оказалось бы в разы дороже.
Поскольку у космонавтов, начиная с 1961 года, постоянно спрашивали, как «это» у них происходит, первый астронавт из Великобритании Tim Peake в 2017 году опубликовал книгу «Спросите у… космонавта!», в которую включил и это волнующий всех вопрос: «It's the question astronauts get asked the most — how do use the toilet in space?» — и снял короткий ролик работы туалета на Международной космической станции. Сейчас его можно найти в Youtube.
Золотой
В 2001 году многие могли полюбоваться, а кто-то и приобрести в личное пользование золотое чудо из гонконгского ювелирного магазина с говорящим названием «Золотой дом» от фирмы HangFung Gold Technology Group. Cтоимость изделия — около 5 млн долларов.
В специально оборудованном зале выставлено не только само драгоценное произведение искусства весом 280 кг, выполненное из чистого золота, но и представлено убранство туалетной комнаты с золотыми полами, стенами и еще рядом украшений, услаждающих глаз. Для облицовки всего туалета понадобилась тонна золота. А в придачу еще несколько тысяч драгоценных камней из самых дорогих пород.
Сюда разрешается зайти, предварительно приобретя бахилы, а за дополнительную плату, не такую уж и большую, всего 20 долларов, можно и присесть на этот экземпляр. Но только в одежде. И еще сделать селфи.
Говорят, один из двух экземпляров купил некто, пожелавший остаться неизвестным. Интересно, для домашних нужд или для коллекции?
Самый дорогой от Swarowski
В 2008 году, за год до столетнего юбилея появления на свет первого унитаза, в Японии был создан настоящий шедевр — нечто ослепительное, искрящееся, усыпанное кристаллами от Сваровски. Цена этого изделия составляет сегодня 5 млн долларов. Вряд ли кому-то захочется присесть на это чудо, на всех выставках оцепленное охранниками и визитерами.
Однако в 2011 году право на гламурное чудо оспорила другая японская фирма, которая тоже хочет быть впереди планеты всей. Компания несколько облегчила свою экспозицию, утверждая, что она ничем не хуже, поскольку украшена 72 тысячами драгоценных австрийских камней от Swarowski, а стоит это чудо дизайнерской мысли всего 130 тысяч долларов.
Самый роскошный американский
Ну как же, в Японии, в Гонконге есть, а в Штатах нет? Есть, и не один.
Например, самым роскошным считается WC в Shoji Tabuchi Theatre американского городка Брансон, штат Миссури. Он оформлен, как уборные, характерные для императорских дворцов Японии. При оформлении шикарного туалета учитывались самые красивые традиции конца XIX столетия, именно такие уборные комнаты строили во дворцах Японии в эпоху правления императора Мэйдзи. Да, того самого, правлению которого посвящена знаменитая среди японистов богато иллюстрированная книга «Император Мэйдзи и его Япония».
Вернемся к самому театральному туалету. Редкие виды итальянского мрамора для облицовки, уникальная мозаика и потрясающие витражи, роскошные люстры в духе японских дворцовых комнат придают столь обыденному кабинету вид настоящей часовни. Недаром в год столетнего юбилея туалетов этот, театральный, получил первое место в США и второе в мире — после золотого в Гонконге.
Есть еще много произведений искусства из этого ряда, за которые готовы заплатить заоблачные суммы. Мы же перейдем к бюджетным, но необычным вариантам необходимого удобства.
Прозрачный или стеклянный
Право называться такими оспаривают лондонский стеклянный туалет, расположенный просто на… улице. Если вы заходите в кабинку, вы наблюдаете за оживленной улицей, полной прохожих. А они вас не видят — фокус заключается в тонированном стекле. Говорят, экстремалам это нравится.
А вот в нью-йоркском баре Bar89, ставшем известным благодаря своему WC, кабинки сделаны из стекла, которое становится матовым, когда в кабинку заходят и запирают на задвижку — пусковой механизм. После этого снаружи появляется надпись «Occupied».
Посетители ждут, когда же в работе механизма произойдет сбой, чтобы полюбоваться произведенным эффектом и, конечно, сделать снимок или видео. Пока похвастаться этим никому не удавалось.
Яйцевидные кабинки
Лондон не захотел уступать Нью-Йорку и бросил вызов: в ресторане Sketch соорудили восемь гигантских яиц, представляющих собой туалетные кабинки с умывальниками. Кухня — дело второстепенное, все посетители хотят только одного. Но промахиваются — здесь, как в квесте, надо знать маршрут. Просто за заказ стакана воды бармен его не покажет.
А теперь по-настоящему экстремальные. Причем каждый известен по-своему.
Номер один — гватемальский пентхаус
Это результат работы целой проектной фирмы, дизайнеры которой предложили для High-End пентхауса расположить унитаз над лифтовой шахтой. Если учесть, что удобство расположено на высоте 45 метров, на 15 этаже высотки, построенной еще в 70-х годах, да еще имеет прозрачный пол, то ощущения посетителей можно представить. Зато какой вид!
Сначала предполагалось запустить два лифта. Но потом кого-то из заказчиков осенил инсайт, и из сэкономленных денег и материалов было решено создать фишку — туалетную комнату со стеклянным полом на последнем этаже. Здание потом так и назвали «Туалетный пентхаус», и тропа туристов к нему не зарастает.
Номер два — туалет над пропастью
Это обычный туалет, расположенный в совершенно необычном месте. Он висит, как ласточкино гнездо на алтайской метеостанции Каратюрек, открытой еще в 1939 году. Фишка этого места заключается в том, что площадка, на которой установили туалет, находится на высоте около 3000 метров. И эта уборная — только для любителей экстрима.
Или работников станции, что в принципе одно и то же. Те, кто любит выброс адреналина, совершенно не уверены, что инженерные расчеты висящей будки выполнены стопроцентно грамотно. Вот и играют в русскую рулетку на такой-то высоте, да еще сидя с гаджетом в руках.
Сюда тоже струится толпа экстремалов, однако по численности она уступает гватемальской.
И куда в этом ряду отнести наш обычный сельский туалет «типа сортир»? Кстати, в мире подобные удобства называют почему-то индийскими. Хотя в Индии существуют еще более потрясающие воображение варианты — например, Бомбейская труба.