Энергия будущего – рабы, нефть или внимание клиента?

Реклама
Грандмастер

Звон цепей, глухие стоны да всплески воды через равные промежутки времени от ударов множества весел. Вот и все печальные звуки, которые, вероятно, слышали рабы на галерах. Невольники не только перевозили товары. Они и сами были товаром. Самым востребованным и не теряющим цену ни при каких обстоятельствах.

Ведь кто-то должен был перемещать тяжести, кормить скот, строить дворцы, молоть зерно. Правда, последнюю работу можно поручить ветряным мельницам, а того же вола приспособить под вспашку земли. Но даже с помощью такой подручной «тягловой» силы сложно обеспечить создание необходимого количества вещей. Ведь население стран росло и его потребности — тоже.

«На смену крестьянской лошадке пришел «железный конь» — в поле выехал трактор. Рабовладельцы распахнули ворота и сняли оковы со своих «подопечных». Те наивно с облегчение вздохнули и с неподдельной тоской оглянулись назад: на теплые общежития и кормушки с не слишком, правда, изысканным рационом, но зато — всегда доверху наполненные.

Реклама

Разумеется, скоро сказывается только сказка. Между моментом, когда невольников отпустили на свободу и когда в бак сельскохозяйственного транспорта, победоносно булькая, заливалась солярка, пролегла целая эпоха. Уголь. Экономисты утверждают: именно блестящие куски антрацита, твердое «черное золото» позволило прервать, казалось бы, бесконечный поток продажи на том же Черном континенте — Африке — «черного живого товара». Рабы не могли конкурировать с более выгодным энергоносителем. Их эпоха канула в лету.

Пароходы, паровозы, паровой молот последовательно сменили механизмы, использующие газ, нефть, атомную энергию. Электрические провода прекрасно заменили громоздкие каравеллы, зависящие от капризной розы ветров. Транспортировка товаров практически перестала быть проблемой. Так же, как и их производство.

Реклама

Однако, «отрубив дракону одну из голов», фабриканты с удивлением обнаружили на месте прежней еще несколько новых, главная из которых — реализация производимых продуктов.

Вкуснее, удобнее, престижнее, оригинальнее, быстрее — разве не такими заголовками пестрят билборды, заборы, экраны телевизоров и мониторов современности? Выбросить старое, купить новое. И… поспешить на работу, дабы заработать на это самое «новое».

Круг замыкается. И с приятным для работодателей чуть слышным звоном защелкивается виртуальный ошейник рабства. На крепкой шее очередного невольника. Том самом — с не слишком высокой самооценкой, поднять которую сможет только очередная электронная игрушка, с довольной миной продемонстрированная завистливым зрителям. Мы — не рабы, рабы — не мы?

Поговорили? Вот и славно. А теперь — бегом за хлебушком. Завтрак, душ, транспорт, проходная, стол в офисе… Опаздывать на службу нам с вами, сами понимаете, никак нельзя.

Реклама