У советских детей игрушек было немного. Основная жизнь протекала на улице. Здесь играли с мячом, в казаки-разбойники, в «глухой» телефон. Малыши возились в песочнице или на горке. В плохую погоду играли в настольные игры дома.
Куклы были простые. Моя первая детская кукла — это целлулоидный маленький голенький пупсик. Его можно было купать, кормить, мастерить ему из лоскутков одежду.
Практически у всех ребят во дворе были младшие братья и сестры. Игра с ними заменяла игру в куклы. Мама рассказывала, что когда я родилась, ей надо было выходить на работу через два месяца после родов. А дальше — или отдавать ребенка в ясли, или нанимать няньку. Позже, когда родилась моя младшая сестра, этот срок был несколько больше.
Поэтому пеленать, кормить, успокаивать плачущего ребенка, гулять с ним, наряжать наше поколение училось не на куклах. Это была часть внутрисемейных обязанностей старших детей.
У младшей сестры уже появилась настоящая кукла. С волосами, которые можно было заплетать в косички или собирать в красивую прическу. Для таких кукол шили самодельные платьица на детской швейной машинке. У них были красивые туфельки. Им можно было смастерить крохотные бусы. Повязать красивый шарфик. У них была детская посуда и кроватка.
Именно такая кукла сохранилась у меня с конца 70-х годов. Она долго валялась в шкафу никому ненужная. Следующее поколение были одни мальчишки, а они куклами не интересовались.
В какой-то телевизионной передаче я услышала, что довольно многие люди коллекционируют кукол. Правда, там говорилось об авторских работах. Все же передача подвигла меня попробовать оценить эту куклу.
Сначала я сделала одно фото, выложила его на форум коллекционеров в соответствующую ветку. Довольно долго никто не отзывался. Наконец откликнулся один любитель. Он сказал, что кукла из массового производства и сделана не так уж давно, да и состояние ее не очень хорошее, не выглядит новой. Поэтому вряд ли она может быть продана.
Продавая различные старые вещи, я поняла, что никогда нельзя полагаться на мнение одного человека. Поэтому выставила куклу на различных форумах, досках бесплатных объявлений. Результат был нулевой. Никому эта кукла была не интересна.
Наконец один звонок прозвучал, причем по городскому телефону. Значит, кто-то увидел мое старое объявление (позже я стала указывать только сотовый телефон). Глухой женский голос предложил мне 100 рублей. Почему я отказалась, сама не понимаю.
В это время я начала осваивать торговлю на аукционе. Самая популярная площадка на то время — интернет-аукцион Молоток. Ежедневно там искали товары более 22 миллионов покупателей. Интерфейс был понятный. Определенное время ушло на верификацию. Молоток присылал письмо с кодом почтой по домашнему адресу.
Кукла была одним из первых товаров, который я выставила на Молоток. Срок поставила 10 дней и благополучно об этом забыла. Только постоянная привычка проверять почтовые ящики спасла эту сделку. Оказалось, что за мою куклу разгорелась настоящая борьба. Три человека сдались, выиграла аукцион женщина из Новосибирска.
Я так обрадовалась удаче, что мгновенно заплатила комиссию и побежала на почту отправлять товар.
Это был удачный опыт работы с коллекционерами.
К большому сожалению, Молоток закрылся. Но он дал неоценимый опыт работы на аукционах, которых сейчас множество, но они не слишком посещаемы.