У хорошей хозяйки всегда были не только огурцы и помидоры, но и различные салаты, компоты, варенья. Продуктами личного консервного завода хвалились, делились редкими рецептами. Поэтому в каждой семье был всегда приличный запас стеклянных банок разных размеров, крышки и закаточная машинка. Выкидывали только разбитые банки.
Другое дело — бутылки. Молочные бутылки всегда были в обороте. Обмен пустой бутылки на полную с доплатой происходил еженедельно. Бутылки из-под лимонада и алкоголя сдавали в приемные пункты. Было таких точек мало, работали не каждый день, и туда всегда стояла очередь. Приёмщица такого пункта была просто королевой. Она смотрела на форму бутылки, проводила пальцем по горлышку бутылки и выносила суровый вердикт: «Беру» или «Не беру». Спорить не принято. Получив желанные копейки, дети бежали за мороженым, а мужчины часто в рюмочную. Женщины в таких очередях встречались редко.
Потом был период, когда сборщики стеклотары приезжали во дворы с пустыми ящиками, принимали стеклотару и уезжали. Мобильные приемные пункты.
Постепенно дети вырастали, появилось много магазинной консервированной продукции, пластиковая тара и банки стали не так нужны.
Первый раз я задумалась об их реализации после просьбы-SOS на форуме. Дело было зимой. Парнишка писал:
«Срочно нужны 3-литровые банки. Привозил соленья из деревни от бабушки и банки выкидывал, а сейчас она требует немедленно. Помогите!»
Вытащила из закромов 30 банок и позвонила парнишке. Приехал моментально с двумя большими сумками. Вошла только половина банок. Сгонял домой, привёз мешок и забрал все остальное.
После этого случая я собрала всю стеклотару и стала регулярно выставлять ее на продажу. Выяснилось, что мой первый случай был уникальным. В основном банки продаются в августе-сентябре, когда идет сбор урожая. Теперь я сразу предупреждала звонивших о необходимости взять хорошую тару. Спрос на 3-литровые банки оказался гораздо выше, чем на мелкие.
Покупатели были разные. Несколько раз приходили девушки, живущие на съёмных квартирах. Одна купила, рассказала другим — такой вот вирусный маркетинг. Приходили пасечники за банками для прошлогодней продукции.
Еще была попытка продавать стеклянные литровые бутылки из-под сока. Сама я их использовала для приготовления хреновины и маринования мелких грибов.
Лишние бутылки попробовала продать. Никто очень долго ими не интересовался. Однажды позвонила женщина:
«Нынче большой урожай яблок. Хочу переработать на сок. Возьму 10 бутылок».
Забирать бутылки пришла ее дочь с молодым человеком. Урожай, видать, был хороший. Приходили еще дважды.
Сок пьем часто, бутылки остаются постоянно. В один из годов за бутылками пришла семья фермеров — мать, отец и сын. Тут, как в старые добрые времена, было проверено каждое горлышко, каждая бутылка осмотрена. Брака не было. Деловито все сложили в подготовленные ящики и унесли.
В последнее время у меня остается все больше нестандартных банок, которые приходится выкидывать.