Начну наезды с несчастного Довлатова. Я понимаю, можно создать хорошую экранизацию на уровне «Войны и мира» и особенно «Собачьего сердца», получившегося лучше, нагляднее литературного источника. Не говоря уже о бесчисленных экранизациях бедняжки «Анны Карениной»…
И вот нам предлагают экранизацию с живого, документально описанного персонажа, прошедшего тернистые тропы к признанию, писателя. Сделано всё возможное для имитации реальных похождений, реплик, поведенческого стиля и, наконец, внешности героя. Нет проблем! Молодого Довлатова мало кто помнит, фотографий мало, «его образ» сложился по бывалому, мужественному крепышу, с бородкой, нашему, т.с., Хемингуэю.
И вот мы видим молодого и красивого, ростом выше Довлатова, артиста из зарубежья. Артист во все лопатки пытается «переиграть», проиграть неповторимую, невоспроизводимую личность. Невольно сличаешь копию с оригиналом и гнездится мыслишка-сомнение, что в реале было всё интереснее. Напрашивается параллель. Можно ли снять фильм «Никулин» с кем-то в главной роли? В какую номинацию записать такой фильм? Пародии? Комедии? Или ещё куда?
Вот почему такие экранизации и документально-художественные фильмы представляются мне беззастенчивой спекуляцией на нашумевших событиях и ставших популярными задним числом персонах. Как не вспомнить Маяковского?
У нас поэт событья берёт,
опишет вчерашний гул.Реклама
А надо рваться в завтра, вперёд,
чтоб брюки трещали в ходу!
Это значит, что надо искать новых неповторимых, безвестных героев «в народной гуще». А это зело трудное и рисковое занятие. Куда проще оседлать известную персону и ехать путём, что протоптанней и легше.
…Превозмог себя и посмотрел до конца фильм. Эт-то бЯда и ужОс ! Из итоговых титров узнаём, сколько народу приложили ручки к созданию этого неуклюже иллюстративного фильма. Как жаль усилий участвующих в съёмках случайных персонажей в редакционных тусовках и других собраниях. Сплошная тягостная и нудная тоска.
Довлатов (который актер) с начала фильма до конца носит величавую маску снисходительного превосходства. Почти весь фильм он дефилирует с портфельчиком «от Жванецкого». Ожидаешь, что он вот-вот сядет за стол, достанет листы и начнёт яростно корпеть над рукописью или возьмёт за грудки редактора, отстаивая свой вариант. Но этого не происходит.
Окружающие авансом считают его гением. Герои в массовке, нарочито старые и некрасивые, для оживляжа жадно курят, включая женщин. Цензоры должны бы урезать сцены с закуриванием как пиар курильщиков. В тусовках, в редакции все нарочито едят, пьют, курят, значительно посматривают и хихикают.
Высокий рост актера не соответствует конституции Довлатова: он на всех смотрит сверху вниз. «Образ Бродского» — бледный, невзрачный, можно было сделать его хотя бы более похожим и дать больше пребывания в кадре: ведь они друзья по несчастью.
В конце титрами сообщили о жизни и кончине Бродского и Довлатова в США. Оригинальный приём досказать фильм «открытым текстом». Очень сомневаюсь, что фильм окупится в прокате. Два с лишним часа за билет в кинотеатре смотреть эту жалкую компиляцию? На это надо решиться.
Фильм — образец деградации киноискусства. Был ли какой худсовет до начала съёмок, обсуждался ли синопсис фильма?
Надо бы сообщить в титрах, сколько народу «делали фильм» и в какую копеечку обошлась постановка?
«Нет, не солгали предчувствия мне, нет, не солгали…» ©
Такие фильмы надо зарубать на корню.
Сорри за сумбурную рецензию.