Каждый год карманы мошенников пополняют огромные суммы. Например, в 2013 году только «нигерийские письма» принесли им 12,7 млрд долларов. Точных цифр не знает никто, потому что обманутые люди далеко не всегда признаются, что стали жертвами аферистов. В ФБР считают, что за помощью обращаются лишь около 15% обманутых американцев.
Достижения современных технологий открывают для мошенников широкие возможности. Они создают поддельные страницы, имитирующие сайты известных компаний и банков, подменяют телефонные номера и адреса электронной почты. Цель преступников — вынудить потенциальных жертв что-либо сделать: щёлкнуть по ссылке, загрузить файл, подписать чек или предоставить личные данные. Для этого махинаторы используют проверенные методы воздействия, основанные на поведенческих нормах.
Авторитетный собеседник
Чтобы не спугнуть жертву, начиная с ней общение, преступники представляются кем-то авторитетным, надевая маску государственного служащего, сотрудника банка, полицейского, специалиста в какой-то отрасли и пр. Такая методика обычно работает безотказно, так как мы все с детства приучены доверять авторитетным людям, особенно, если те заверяют в готовности оказать нам какую-то помощь.
Мораль и неписаные правила
Большинству из нас трудно ответить отказом на вежливую просьбу нуждающегося в помощи человека. Этим психологическим приемом пользуются «нищие» в подземных переходах, сборщики «благотворительной помощи», обходя подъезды жилых домов, «убитые горем» родители, собирающие деньги «на лечение ребёнка», «отставшие от поезда пассажиры» и пр.
Эмоциональный отклик
Совместные эмоции и переживания сближают людей. Аферисты умеют конвертировать в деньги не только радость по поводу нежданного выигрыша или надежду на развитие романтических отношений, но даже страх потери денег и беспокойство за сохранность банковского счёта.
Эвристическая доступность
При недостатке времени на обдумывание люди принимают решение, основываясь не на логических выводах, а на доступной информации. Например, все уверены, что профессия полицейского опаснее, чем профессия лесоруба. СМИ регулярно сообщают о перестрелках, происшествиях, но значительно реже о производственных авариях. Статистика утверждает обратное, погибнуть на работе больше шансов у лесоруба.
Метод мошенника — ограничить доступное для принятия решения время и заставить жертву делать первое, что приходит на ум. До тех пор, пока не убедится в обратном, она будет уверена в правильности своих действий.
Эмоциональные реакции
Жертва, осознав тяжесть своего положения, испытывает сильные отрицательные эмоции. Во многих случаях мы пытаемся оградить себя от негатива, сосредотачиваясь, в первую очередь, на том, чтобы успокоить бушующую бурю. Людям обидно, досадно и стыдно.
Далеко не все склонны делиться такими переживаниями с окружающими. Добиваясь краткосрочных целей, жертвы помогают преступникам избежать ответственности.