Для малышей в летний период были дачи. Для школьников — пионерские лагеря. И эти самые лагеря были тоже вовсе не обязательно для пионеров, но и для младшеклассников, которые тогда были октябрятами. А после пионерлагерей были еще комсомольско-молодежные отряды, после них — студенческие ССО, а уже для инженеров существовал «выезд в колхоз».
Конечно, СССР и его лагеря все вспоминают по-разному. Тот, кто тогда еще не родился, слушает рассказы родителей и бабушек с дедушками. Те, кто помнят те времена лично, часто помнят совершенно различные вещи.
Кому-то не дает спать спокойно сам факт организованного отдыха, наглые вожатые, полуармейская дисциплина и милитаристская игра «Зарница». А кто-то вспоминает веселые походы по лесу, костры, у которых так здорово было сидеть и петь. А те, кто был в тех пионерских лагерях в постпионерском возрасте, часто вспоминают молодость, первую любовь и вкус лесной земляники с ладошки любимой. Хотя происходило это много десятилетий назад и имя той девочки давно кануло в Лету.
Итак, разберем по пунктам.
Дачи детсадов и яслей
Папа постоянно был занят на работе. Мама училась на курсах усовершенствования врачей, мечтая стать не просто педиатром, а получить специализацию, что является следующим этапом профессионального роста врача. Поэтому летом старшую сестру закинули к родственникам на Волгу, а меня, в мои полтора-два года, отправили вместе с яслями, куда я ходил, на дачу.
Из тех событий не помню абсолютно ничего, только легкие всполохи воспоминаний о детстве, как здорово было с горки кататься. И как бежал навстречу неожиданно пришедшей бабушке. На фотках из того времени нас много, мы смешиваемся и перемешиваемся, во что-то играем. Идея дачного отдыха на свежем воздухе была полезной для нас, хотя, наверное, очень трудной была работа тех, кто нас там обстирывал, кормил, гулял и прочее.
Пионерлагерь
Это было для школьников. И самых маленьких, и тех, что постарше — пионерского возраста. В пионерлагерях я бывал очень часто и подолгу. Моя мама работала детским врачом. Она вызывалась на лето поработать в пионерлагере, и за это ей продавали с профсоюзной скидкой (то есть — практически даром) путевки в пионерлагерь для меня и моей сестры.
Пару раз в лагере была игра «Зарница», на которую наш отряд не взяли — как слишком маленьких. Несколько раз вечерами, в темноте, были огромные костры. Называли их «пионерскими», но по-моему, они были просто великолепны. У костра пели. Под гитару и хором. Да и вообще, костер — это же так интересно! Особенно, если дрова для него собирали по лесу все вместе.
Были всякие состязания, походы в лес или к реке. Много чего было. Увы, сейчас всего уже не помню. Однажды я вывихнул ногу и с неделю кантовался при лагерном изоляторе. Пока вывих не зажил, ходил на костылях, с остальными не играл, читал книжки из лагерной библиотеки.
Потом некоторые девушки из нашей старой студенческой компании несколько лет работали вожатыми летом в пионерлагерях своих НПО, НТЦ и НИИ. Оказалось, что и у вожатых в пионерлагерях после официального отбоя для детей жизнь просто кипела.
Лагеря труда и отдыха, или ЛТО
ЛТО не остались в моей памяти как что-то особенное. Пара недель между 9 и 10 классами, дабы узнали мы, почем фунт лиха и кило морковки. Мы пололи и собирали. «Хрумстели» прямо на грядках собираемым, обтерев морковку или редиску о штаны. Слишком давно это все было.
Помимо прополки ходили на Оку купаться. Первые несколько дней. А потом так ухайдакивались на работе, что в свободное время сразу после обеда просто дрыхли. Хотя работали не целый день, а только до обеда, а потом были свободны. И, отоспавшись после обеда, к вечеру устраивали танцы.
Студенческую картошку не берем в зачет, она была осенью, а мы сейчас — про лето.
Ха! Попробовал бы кто захомутать студентов летом на работу на полях. Летом у студентов — только ССО,
Шефская помощь колхозамРеклама
А вот шефская помощь в сельском хозяйстве — это да, это было позже и запомнилось. Мне довелось ездить в колхоз и в составе своего отдела, и вместе с «комсомольско-молодежным отрядом» (он же КМО). Ну, понятно, молодых завсегда в наряды чаще отправляют…
Чего мы только ни делали в том КМО! Мы уже были не нищими студентами, а молодыми инженерами, получали в месяц целых 100 рублей, целое богатство — после стипендии. Какие там у нас были танцы! Какая шикарная и ароматная работа на сенокосе. Сначала все пропахли запахом сена… и немного — пота. Потом купание в реке — и остается только запах сена…
А нашим девушкам хотелось замуж… Потом какой-то умник навел статистику, оказалось, что до 80% семейных пар НИИ образовались во время работы в колхозе. Совместная работа на жаре, а потом совместное купание — оно… того, сближает… Некоторых условностей города в колхозе нет и в помине, а потом наступает влюбленность.
Было ли там хоть раз подавление личности?
Дуры вожатые — были, но только воли им не было. Хулиганы среди отдыхающих «детских масс» — более чем достаточно, но они были «свои» и своим гадостей не делали.
Было лето, было солнце, были речки с пляжами. Много чего было, а ужасов как-то не припоминаю.