А я вот уже давно привыкла к тому, как наш старший умеет произвести впечатление на окружающих. Такое, что потом в школу просят прийти родителей: перевести виденное в привычный им формат.
История из жизни: помнится, директор школы просила Макса зайти к ней познакомиться. «Встреча была коротка»: Макс не считал нужным отвечать на ее вопросы, разве что представился и сказал, сколько ему лет. Все остальное было мимо, пока речь не зашла о продленке, в которой надо спать. Тут Макс оживился и 10 раз кряду сказал, обращаясь ко мне: «Инна, никакой продленки! Никакой продленки, поняла?! Спать я здесь не буду! Не буду, поняла?! Я не для этого из детского сада ушел! Ушел, поняла?!»
Директор аж воодушевилась, что мальчик, оказывается, разговаривать умеет целыми предложениями и решила задать вопрос из области философии: «Максим, а как ты думаешь, в какой класс тебе надо идти?»
Макс, бросив на нее секундный взгляд, ошарашенно поворачивается ко мне с совершенным безумием в глазах и продолжает возмущаться: «Что за вопрос, Инна?!»
Я не успеваю что-либо предпринять, а директор уже более требовательно вещает: «Я спрашиваю, Макс, как ты думаешь, если человеку 6 с половиной лет, в какой класс ему надо идти — в первый, а может быть, в пятый уже? Как ты думаешь?»
Максим разворачивается всем корпусом к ней и, не понимая, в чем суть проблемы, как бы вбивает в нее свой ум: «Да в какой хочешь: первый, пятый!!! Я могу и во второй!»
Она улыбается в ответ: «Прекрасно! Для порядка начнем с первого, а там дальше будем видеть… Может, и во второй переведем!»
Выйдя из кабинета с чувством глубокого облегчения, пошли на урок к первоклассникам. Два дня наша учительница всячески увиливала от ответа на вопрос: «Ну, как там Макс? Все нормально?»
Говорила только: «Ой, Вы знаете, все дети прекрасные и уникальные!»
А на третий вместо ответа пригласила посидеть на уроках. И увидела я, как Макс лежит на парте, точит карандаши, портит стержни, напевает себе что-то под нос, временами засыпает, отключаясь вообще от происходящего,
И вот после уроков она говорит мне: «Ну, поделитесь Вашими впечатлениями от увиденного! Мне очень важно знать Ваше мнение!» А я искренне и отвечаю: «Думаю, Вы сомневаетесь, понимает ли Макс, где находится и что происходит вокруг!»
Она кивает, но произносит заговорщицки: «Нет, но Вы знаете, в чем проблема? Я вот вчера после уроков спрашиваю, все ли понятно? Так он говорит: «Скучно мне тут с вами!» Ну, тогда я спрашиваю: «А где бы тебе было не скучно сейчас, как ты думаешь?» А он говорит: «Думаю, в 11 классе».
Я киваю, улыбаясь: узнаю нашего Макса. И спрашиваю ее: «Так Вы действительно считаете, что он ничего не знает и не понимает?»
Она смущается: «Ну, похоже на то! Но знаете, что меня сбивает с толку? Глаза-то у него умные, понимаете?! Посмотрите на его взгляд! Ведь осмысленный взгляд!»
***
Домой шли молча. Я, всю дорогу внутренне возмущаясь увиденным и услышанным, Макс — по инерции. Когда пришли, спросила еле сдерживаясь: «Макс, ты вообще понимаешь, что в школе учишься?»
Он спокойно: «Вполне, Инна! А что?»
А я, почти срываясь в крик: «Почему же ты тогда молчишь! Спишь! И вообще ведешь себя так, что она думает, что ты ничего не знаешь и не понимаешь, где находишься!»
Макс удивленно спрашивает: «Да? Инна, ну, ты же все видела! Она сама все знает! Сама говорит, потом сама спрашивает и сама же отвечает! Все сама, понимаешь?! Она совершенно не нуждается в моих объяснениях, Инна!»