Перейти ко второй части обучающей сказки
— Никуда бежать не надо, это вовсе не пчелы, вы просто услышали мысли, — Фонетика присела на лужок вместе с гостями.
— Как это мысли? Мысли не умеют говорить, они живут в голове и их невозможно услышать, — домовенок снисходительно посмотрел на Фонетику.
— Почему же нельзя? Вы же в волшебном дворце, здесь многое можно. И не только услышать, но и увидеть. А давайте поиграем? Вы сможете сами убедиться. Ну что, посмотрим, о чем Саша думает?
Фонетика хлопнула в ладоши, и… перед приятелями возник огромный пустой бассейн.
— Это я, наверное, подумал, — сказал Саша, — я очень хочу записаться на плавание, но бабушка говорит, что бассейн далеко от нашего дома.
— А почему он пустой? — проговорил Филимошка, присев на бортик.
В тот же миг вода стала заполнять огромную чашу. Неожиданно Саша оказался в самой середине. Он выныривал и опять погружался под воду
— Спа… То… — кричал мальчик.
— Он не умеет плавать, он не умеет плавать, — домовенок беспокойно бегал по краю.
— Подумай, что умеет, просто подумай.
Филимошка зажмурился, его губы зашевелились, а когда открыл глаза, Саша стоял рядом.
— Поосторожнее с мыслями-то, — ворчал он, — не вздумай думать о волке! Только о волке не думай!
Саша даже голову обхватил руками, но ничего не вышло. По тропинке навстречу нашей троице бежал самый настоящий волк. Хорошо еще, что перед самым путешествием мальчик прочел книжку о добром волке, друге Ивана-Царевича. Приближающийся явно был из той сказки. Он весело помахал хвостом, приветствуя наших героев, а затем скрылся в небольшой рощице.
— Ух, ну и мысли у тебя, — выдохнул домовенок.
— Опасно с вами играть, — улыбнулась принцесса, — но мысли у Саши — самые обычные. Сначала он увидел образ, который сразу же и возник. Образ — это незаконченная мысль, только часть ее. У этого образа есть имя.
— Совсем как у нас?
— Да, как у вас. Имя образа — СЛОВО. Потом у Филимошки возник другой образ, отличительный признак этого бассейна — ПУСТОЙ. Пустой бассейн. И он произнес: «Почему он пустой?». А это уже предложение, оформленная мысль.
— Я понял. Это как игра в кубики, из разных слов, как из кубиков, составляется предложение — башня.
— Я тоже хочу оживлять образы и мысли, — домовенок даже приплясывал от нетерпения.
— Хорошо, теперь ты попробуй, — разрешила Фонетика.
В тот же миг лужайку накрыла тьма. Деревья, цветы, небо — все будто под черным занавесом оказалось.
— Мне страшно, — прошептал Саша, — мы где?
— Ничего страшного. Я вам загадку загадаю, — голос Филимона стал таинственным.
«Тук — тук — тук», — раздалось очень тихо. В тот же миг другой голос стал подпевать: «у — у — у — у». От этой песни становилось так грустно, так тоскливо, что мальчик захныкал. А Филимошка будто не замечал. Он включал и включал новые звуки. «Шур-шур, скрип-скрип», — раздавалось со всех сторон. Наконец принцесса хлопнула в ладоши, и мир опять стал светлым.
— Разгадали? — глазки домовенка так и сверкали хитринкой.
— Мне страшно было, — честно признался мальчик, — стемнело.
— Правильно, так ночь же.
— Потом кто-то стучал, выл, шуршал и скрипел.
— Стучала ветка в окошко, выла вьюга, шуршали мыши, а скрипела кровать под моей хозяйкой. Это я дом свой вспомнил в деревеньке. Эх, хорошее времечко было.
— А теперь я загадаю, — Фонетике игра понравилась.
Лужайка приобрела какой-то сказочный, розовый оттенок.
— Ой, розовое, — мальчик даже замер.
А мир, между тем, продолжал менять краски — розовый, красный, зеленый, синий. Наши герои смотрели как зачарованные на превращения до тех пор, пока все не стало привычным, многоцветным.
— Ой, колючий, — домовенок поежился. Мальчик тоже почувствовал прикосновение колкого неведомого. Ощущения от прикосновения менялись: стали холодными, потом теплыми, уютно-пушистыми.
— Какие же разные образы удалось нам показать? Давайте вспомним, — обратилась принцесса к своим гостям.
— Сначала были бассейн и волк, их Саша придумал, — первым ответил Филимошка.
— Бассейн и волк, слова-образы, обозначающие предмет.
— И волк — предмет? — недоверчиво протянул мальчик.
— Да, все слова — предметы отвечают на вопросы: кто и что. Есть одушевленные предметы: волк, Филимон, ты, Саша, я, моя мама — царица Лингвистика.
— Я понял, все живое. Оно отвечает на вопрос «кто?», — догадался домовенок.
— И все остальные предметы. Они на вопрос «что?» отвечают, — не отставал Саша.
— Есть образы действия. Их нам Филимон показал: стучит, шуршит, скрипит, воет. Попробуйте подобрать вопрос к этим словам.
— Что делает? — робко протянул мальчик.
— Какие способные гости у меня сегодня, — Фонетика не сдерживала радости. Она пританцовывала, весело хлопала в ладоши.
— А как же быть с вашими образами? Это тоже слова? Это розовое, красное, синее.
— И еще колючее, холодное, теплое, пушистое, — напомнил Филимошка.
— Да, это тоже образы, они связаны с предметами и отвечают на вопросы: «какой», «какая», «какое», «какие».
— Я понял. Это слова, которые объясняют, чем один предмет от другого отличается, — Саша задумчиво смотрел на Фонетику. — Я прав?
— Да, ты очень верно заметил. Поэтому и считается, что они отображают ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
— А я игру придумал, — домовенок не желал отставать, называется «КАКИЕ». Я загадаю слово-предмет, а вы будете называть его признаки. Сыграем?
— С удовольствием, — хором ответили Фонетика и мальчик.
— Небо!
— Голубое, солнечное, — мальчик явно торопился обогнать соперницу.
— Хмурое, дождливое.
— Серое, холодное.
— А небо холодное? — усомнился домовенок.
— Мне почему-то кажется, что холодное, — неуверенно произнес Саша.
— Тогда засчитывается.
— Далекое.
— Высокое, — не отставал ребенок.
— Грозное.
— Красивое!
— Будем считать, что Саша выиграл, — улыбнулась Фонетика. — А теперь давайте поиграем в мою игру. Мысли-предложения. Я придумаю слово-предмет, а вы — подходящий к нему признак и действие. Все понятно? САША.
— Что Саша? — не понял мальчик.
— Слово-предмет «Саша».
— Умный, — протянул домовенок.
— А я не могу о себе придумывать, — смутился мальчик.
— Учится, — добавила принцесса.
— «Умный Саша учится». Здорово! А теперь про меня. Филимон, — произнес домовенок значительно, даже на пенек забрался, чтобы казаться выше.
— Скромный, — пошутила Фонетика.
— Хвалится, — рассмеялся Саша. — Скромный Филимон хвалится.
— Не играю я с вами. Да и вообще домой пора, Панкрат заждался, наверное.
— Ой, мы и правда, загостились. Бабушка переживать будет. У вас здесь так интересно.
— Буду ждать вас, еще так много можно показать, — Фонетика открепила один из колокольчиков со своего платья. — Это подарок. Возьмите. Это не простой колокольчик, а волшебный. Стоит прозвенеть три раза, в тот же миг окажетесь в нашем царстве. Прощайте!
— Прощайте! — Саша тайком смахнул слезинку, а домовенок уже доставал волшебный клубочек.
Вечером за чаем с бубликами Филимошка рассказывал Платону о путешествии. Старый домовой внимательно слушал, не перебивая, лишь изредка завистливо покачивал головой.