Воспоминания о былом величии печатного слова. Какие газеты вы читаете?

Реклама
Грандмастер

Недавно я услышал, как в ходе дискуссии один товарищ в споре с оппонентом воскликнул: «Да вы газеты-то читаете?» — и этим вопросом воскресил в памяти то время, когда люди в России выписывали и читали газеты.

Жаль, что это время давно прошло. Теперь журнальные киоски продают действительно журналы, а к ним — всякую всячину: игрушки, книги, шариковые ручки… Самое скромное место в уголке прилавка занимают газеты, сумевшие дожить до нашего времени, такие как АиФ или «Литературная газета». А с чего началась история газет?

Первые предки нынешних газет появились в Риме почти 2000 лет назад. Сам Юлий Цезарь повелел выпускать «Деяния сената».

Правда, первые древнеримские «газеты» были деревянными дощечками, на которых были начертаны последние новости. Тираж этих дощечек был небольшой. Их вывешивали на площади для прочтения простым народом и доставляли политикам и некоторым богатым горожанам, готовым заплатить деньги за эту услугу.

Реклама

Китайцы среди издателей газет оказались только вторыми — со своим «Столичным вестником» («Цзинь бао»), который начали выпускать в 911 году. Иероглифы вырезались на доске, доску промазывали краской и печатали на бумаге очередной информационный выпуск.

Свое нынешнее название газеты получили только в XVI веке. В этом веке в Венеции сначала начали изготавливать монету gazzetta стоимостью 2 сольдо. После этого стали печатать периодическое издание с местными новостями под названием «Новостей на одну газетту» (La gazetta delle novita`), очевидно, в смысле, что новостей на листочке совсем чуть-чуть — но зато они самые свежие.

Это периодическое издание было весьма знаменито — настолько, что когда во

Реклама
Франции в 1631 году начали печатать периодическое издание с последними новостями под патронажем самого кардинала Ришелье, назвали издание «La Gazette».

Газетный бум начался в XIX веке. Бумага подешевела, печатные станки упростились, была отработана технология массовой печати — и тут началось… По всему миру начали издаваться всевозможные газеты. Где-то «Губернские новости», где-то разнообразные «…news». Репортеры носились по долам и весям, разыскивая всевозможные скандальные новости — чем больше скандал, тем интереснее это читателям.

Еще в 70-е годы в СССР центральные газеты передавались в крупные города из Москвы по фототелеграфу. Жители Ленинграда брали в киоске газету, скажем, «Известия», на последней странице которой в самом низу страницы была надпись: «Передано из Москвы по фототелеграфу».

Реклама

Газеты были важнейшим элементом агитпропа и у нас, и на Западе. Семейный завтрак в Америке в середине XX века был невозможен без газеты. Красивые домики пригородов (один домик — одна семья), мальчишки, подрядившиеся на доставку прессы, ехали рано утром по улице на велосипеде и кидали свертки газет к крыльцу тех домов, хозяева которых подписались на те или иные газеты.

Прошло время, появился Интернет — и газеты начали вымирать. В наши дни весьма распространены бесплатные газеты, печатающие разные анекдоты и рекламные объявления.

В Питере утром в час пик распространяют бесплатную газету «Метро», чисто рекламное издание. На первой странице — фотка какой-нибудь красавицы, две-три статьи на популярные у жителей города темы и масса рекламы и анекдотов. Именно реклама и позволяет таким газетам держаться на плаву.

Реклама

Многие газеты и журналы, имевшие гигантские тиражи в 80-е годы, перешли на чисто электронную версию, т. е. распространяются только в Интернете. Тираж российских газет сильно упал по сравнению с временами перестройки.

Времена, когда почтальоны приносили толстые пачки выписываемых газет в почтовые ящики, прошли. И по утрам у газетных ларьков не стоят больше очереди: «Мне, пожалуйста, «Правду», «Смену» и «Известия», «А мне «Комсомолку» и «Труд».

Смартфоны и планшеты с вайфаем дают своим хозяевам всю нужную информацию — о погоде на сегодня, а также политические и светские новости.

Так сказать, произошел переход средств массовой информации от «сеяния разумного, доброго, вечного» к «сбиванию бабла» и «разводу пипла».

Что это — развитие СМИ или их деградация?

Реклама