На одной из таких карточек стояла девочка с цветком в грациозно поднятой руке. Самодельная балетная пачка говорила сама за себя — героине не давала покоя её мечта. Лицо юной танцовщицы-любительницы очень серьёзно. Хотя смотрит она не в объектив, а куда-то вдаль.
Или, может, ей не хотелось встречаться взглядом с той неведомой «собой из будущего»?
Почему же она не стала балериной? Очень легко мерить всё избитыми категориями. Мол, не для неё это дело, лучше заняться чем-то практичным и так далее. Но осознание, какой она стала на самом деле — это, увы, не утешало.
Нынешняя Полина с радостью согласилась бы остаться навсегда в том давнем мгновении. Ведь была мечта — именно она придавала сил. Как больно, что за ней не всегда получалось следовать! Те стремления куда-нибудь, да вывели бы — пусть и не на балетную сцену, но всё же туда, где можно проявить себя. Но вот идёшь, а в какой-то момент сбиваешься. Огонёк прячется, и ориентироваться не на что.
Остаются лишь глубокомысленные советы окружающих. Мол, работа и не должна нравиться, это только способ заработать деньги. А значит, бессмысленно искать того, что просит душа. Лучше слушать тех, у кого опыта больше.
Труд может быть весьма нелёгким, но любимым, и ты его не променяешь ни на что. Но случается и нечто иное. Когда работа вызывает неприязнь, а порой непереносимое отвращение. И откуда тогда брать силы, чтобы продолжать ею заниматься? А путей что-то поменять не видно.
Полина не просто мечтала танцевать сама — она хотела принести пользу искусству и людям. Какое, должно быть, счастье — заниматься любимым делом и ощущать, что твой труд нужен! А итогом деятельности стало бы написание книги. Той, которая учила бы любить прекрасное и вдохновляла бы на создание красоты в каждый момент бытия.
А сейчас предстояло проводить торговый учёт, к которому совсем не лежала душа. Полина не раз допускала нелепые ошибки, хотя старалась, более того: проверяла всё десятки раз. При этом понимала, что занимается не своим делом. Но ей постоянно говорили: «Как все, так и ты». И она, хорошая девочка без своего «Я», слушала тех, кто умнее. Порой даже ругала себя, что смеет желать чего-то большего.
Возникла грустная аналогия, что неприятные переживания наваливаются оптом, а положительные моменты — в розницу. Голова болела. Но гораздо сильнее было страдание от мысли, что время уходит, а ничего до сих пор не сделано, чтобы у будущих поколений осталась бы благодарная память о тебе.
Полина пыталась представить себе сказочный мир на далёкой сапфировой звезде. Тот, где можно не расставаться с искусством — танцевать, петь, рисовать… И написать об этом книгу!
Неужели все стремления к самореализации в реальной жизни настолько бессмысленны?
И тут Полине показалась, что кто-то смотрит на неё. Девочка на фотографии повернула лицо в сторону себя взрослой.
Полина-нынешняя совсем не удивилась этому. Она чувствовала себя виноватой перед собой из прошлого. Девочка же, похоже, ждала каких-то слов. Наконец Полина-взрослая произнесла:
— Прости, что сделала тебя такой, какая я сейчас. Не воплотила твои мечты. Теперь я бессильна что-то поменять.
Девочка улыбнулась:
— Тебе не за что просить прощения. За прожитые годы ты получила важный опыт. И я знаю, что тебе нужно заниматься любимым, интересным делом. Ведь признайся: ты хочешь написать книгу?
— Да, — ответила Полина.
— Чудесно. К этому вели тебя все другие мечты. И никто не мешает исполнению желания. Кроме одного человека.
— Кого же?
— Тебя самой. Ты не видишь путей к более счастливому бытию. Но это не значит, что их нет. Ты должна именно сейчас делать всё, что возможно для воплощения своей цели. И верить в лучшее. А что дальше будет — никто не знает.
Полина-взрослая вздохнула:
— Я боюсь разочарования. Поэтому мне страшно верить во что-то хорошее.
Полина-девочка ответила:
— Тогда просто делай. Пиши о том, что дорого. По несколько минут, но каждый день. Вера в лучшее придёт, когда ты увидишь первые результаты.
Девочка на секунду замолчала, потом продолжила:
— Знаю, как тебя угнетает то, чем сейчас приходится заниматься. Но ты делай небольшие шаги — они могут вывести к чему-то светлому.
Полина-взрослая задумалась:
— Всё-таки больно, если и нынешние стремления никуда не приведут.
— Понимаю, — сказала девочка. — Ты вспоминаешь старую боль, когда твоя первая мечта не осуществилась. Поэтому боишься повторения. Но теперь ты сильнее и мудрее. А заранее знать ничего нельзя, да и не нужно — ведь так скучно было бы!
— Да, — сказала Полина-взрослая, — сейчас дни похожи один на другой. Мне раньше не раз говорили, что будет хорошо, когда всё стабильно и предсказуемо. Вот я и пришла к тому образу жизни, от которого мне грустно. А ещё слишком старалась быть хорошей для всех. Наверное, стоит больше места отводить себе, а не оглядываться на чьё-то мнение.
Девочка снова, как ни в чём не бывало, устремилась взглядом вдаль.
…Полина не поняла, во сне произошёл этот разговор или наяву. Она посмотрела на свою старую фотографию. И казалось, что изображение стало как будто ярче и отчётливее.
Теперь появилась пища для размышлений. Полина торопилась записать важные мысли. Давно она не испытывала такой радости — ведь это начало осуществления мечты о книге! Очень трудно решиться на первый шаг. Но надо его просто сделать — здесь и сейчас, а не «там и потом».
Необходимо взять лучшее из детства и идти вперёд. Созидать то, что радует и тебя, и других. А на заветную фотографию надо смотреть почаще. Она может вдохновить на самосовершенствование и помочь не утонуть в болоте повседневности.