В доме все ещё спали. Даже старый пёс Гавик мирно посапывал на веранде и никак не реагировал на странные звуки. Мальчик оделся и побежал в горы. Таинственный гул манил и направлял его.
Вот и речушка, в которой Арник умывался и плескался каждое утро. Не замечая её, он продолжал бежать по крутой извилистой тропинке наверх, к истоку бывшего ручья. Наконец, обессилив, мальчик свалился под огромным камнем-валуном. «Хоть бы капельку воды глотнуть», — подумал он.
В тот же миг гул стих, а из невидимой расщелины в скале начали падать крупные прохладные капли воды. Арник протянул к ним руки, одна из капель, сверкая в лучах восходящего солнца, мягко упала на ладонь.
И как только мальчик поднёс руку к губам, капля начала увеличиваться и растекаться по ладони, образуя блестящую зеркальную поверхность. Заинтересовавшись необычным превращением, Арник принялся внимательно наблюдать за таинственным зеркалом.
Вскоре в нём появились поросшие пышной растительностью горные склоны, по которым бежал и пенился ручей. Неожиданно из пены показалась стройная девушка в голубом, как чистое небо, платье. Её серебристо-белые, украшенные солнечными лучами, волосы сливались с пеной и брызгами ручья. Распахнутые синие глаза излучали прохладу и доброту. В руке девушка держала серебряную чашу с водой.
Не успел Арник опомниться от увиденного, как изображение исчезло, зеркало свернулось в капельку и она скатилась в траву, а в его руке оказалась чаша с водой. Не задумываясь, мальчик выпил живительную влагу. Усталость улетучилась словно её и не бывало.
— Начинаются чудеса, — прошептал он и помчался в селение.
— Дедуля, дедуля, — с порога закричал Арник, — где ты?
— Что случилось? — спросил дед, выходя к внуку.
Мальчик увлёк его в глубь сада, усадил на пень и таинственным голосом сообщил:
— В горах, в том месте, где протекал целебный ручей, сегодня со мной произошёл удивительный случай.
И подробно рассказал обо всём, что приключилось с ним.
Старик помолчал, а потом произнёс:
— Может, и впрямь это была Любава — берегиня исчезнувшего ручья. Чего только не бывает на белом свете. Несколько веков тому назад этот ручей протекал через наше селение, поил, лечил и оберегал жителей. Наши предки верили, что в определённые дни года вода в нём становилась чудодейственной и могла излечить любые болезни.
Потом случилась беда: в одночасье ручей исчез, а вместе с ним и Любава. Говорили, что это было делом рук горного духа Буркуна. Полюбил он берегиню ручья и долго уговаривал её перебраться в его горные владения. Но Любава отказалась.
Тогда Буркун стал приносить ей превосходные самоцветы: чистые как девичьи слёзы алмазы, синие как небо сапфиры, нежные как весенняя зелень смарагды, алые как кровь рубины. Отвергла эти дары Любава.
Обозлился дух и решил хитростью заманить берегиню в горы. Преградил он валунами путь страннику и отвёл от него ручейки. Обессилел путник, погибать начал. И тогда Буркун явился к Любаве и поведал ей об умирающем человеке. Не смогла берегиня оставить того в беде, взяла чашу с целительной водой и отправилась в горы. Напоила странника, и он, очнувшись, продолжил свой путь.
А Буркун схватил Любаву, кинул в пещеру и завалил вход огромными камнями. С тех пор и сидела она в заточении. А теперь, видно, смогла выбраться. Да вот только жить ей негде — ручья нет, вот и мается несчастная, прячется от горного духа.
— Как же можно вернуть ручей? Как помочь Любаве?
— Вот этого я не знаю, внучек, ответил дед и направился к дому.