— Арник, а не поехать ли нам с тобой на каникулах в Лапландию?
Родители одобрительно закивали головами, а мальчик, с недоумением посмотрев на деда, произнёс:
— Дедуля, ты шутишь? Лапландия — сказочная страна.
— Даю тебе два дня на поиски: если узнаешь, где находится Лапландия, поедем. Не узнаешь — останешься дома, а я отправлюсь в путешествие один, хочу повидать давнишнего друга.
Два дня Арник усердно рылся в Интернете и много чего откопал там. Он узнал, что Лапландии на карте мира нет, но, тем не менее, эта уникальная страна существует. Издавна живут в ней саамы, которые называют свою страну Сапми, что в переводе означает «Земля саамов». Сапми располагается на территории четырёх стран — Финляндии, Норвегии, Швеции, России.
Самое удивительное, что невдалеке от города Рованиеми находится дом Санта Клауса, а ещё в небе Лапландии 200 дней в году можно любоваться Полярным сиянием. И оленей там проживает больше, чем людей. Разве не сказочная страна Сапми?
Все эти сведения в назначенный срок Арник сообщил деду.
И вот они уже в самолёте, который взял курс на Север. Через три часа полёта их встретил в аэропорту дедушкин друг Петри со своей женой Лаурой.
Два часа езды на автомобиле, и путешественники очутились в небольшом посёлке, раскинувшемся среди елей на берегу озера. Полярные сумерки, белоснежный покров, тишина и таинственность окружили мальчика. По небу изредка пробегали разноцветные всполохи — предвестники Северного сияния. Мальчик с нетерпением спросил:
— Когда же мы пойдём смотреть на Северное сияние?!
— Заходите в дом! Поужинаем. Отдохнёте после дороги, а утром отправимся на поиски приключений, — отозвалась тётушка Лаура.
Но взрослые после ужина не спешили расходиться на отдых. Мальчику тоже было не до сна — хотелось хоть одним глазом взглянуть на таинственное сияние, и дедушка разрешил ему немного погулять во дворе.
Мгновенно одевшись, Арник выскочил на крыльцо и замер: из-за ели выглядывала крупная, огненно-рыжая лисица. Казалось, она лукаво подмигивает мальчику и приглашает в свои владения на прогулку.
Лисица, не переставая смотреть в глаза мальчику, направилась к нему. Глядя на рыжего зверя, Арник вспомнил легенду саамов об огненной лисице, которая бегает по заснеженным холмам и хвостом посылает в небо сверкающий снег. Финны так и называют Северное сияние — огненная лисица.
Рыжуха, так назвал лису Арник, подошла совсем близко, призывно тявкнула, развернулась и помчалась в лес. «Вот чудеса! Лиса зовёт в гости», — подумал мальчик. Но идти следом за ней ему не хотелось — это не родные горы, где каждый камень и кустик знаком.
Спустившись к прозрачной глади озера, он засмотрелся на небо, отражавшееся в ней: там проносились мерцающие разноцветные полосы, с каждой секундой они становились всё ярче и шире.
У Арника начали смыкаться глаза — сказывалась усталость от перелёта, и он поспешил к дому. В это время снова показалась лисица. На этот раз она подбежала к самым ногам мальчика. Ласково потявкивая, потёрлась о сапоги. Затем, взмахнув хвостом, медленно пошла к елям.
Как заворожённый, мальчик последовал за ней. А та, обрадовавшись, что человек откликнулся на призыв, подпрыгнула, подняв ворох блистающего снега, и помчалась вдаль.
Ельник поредел, впереди просматривалась холмистая местность. Рыжуха, выбежав на заснеженный простор, принялась носиться по холмам. Сверкающий снежный шлейф, поднятый хвостом, устремился в небо.
Перед мальчиком опустился таинственный занавес. Он колебался под действием невидимого ветра, на глазах изумлённого зрителя меняя цвет от светло-зелёного до густо-фиолетового.
Арник машинально прикоснулся к преграде, и тотчас занавес раздвинулся, открывая сказочный небесный простор, по которому двигались сияющие ленты. Они то извивались, как гигантские змеи, то огненными птицами устремлялись ввысь, то, обессилив, падали вниз.
— Вот оно какое, Северное сияние! — воскликнул Арник и вдруг нестерпимо захотел спать. Он развернулся, чтобы вернуться к дому, но… перед ним колыхалась огненно-красная стена.
Мальчик растерялся и прошептал:
— Похоже, я в ловушке.
В то же мгновение стена исчезла, а к ногам путешественника упала лента-серпантин, ведущая в неизвестность. Арник ступил на неё и побрёл, еле передвигая ногами. Неожиданно перед ним возник чум. Не раздумывая, мальчик вошёл в него и без сил свалился на ворох еловых веток.