Вроде был друг. Вроде общались. Вроде строили планы. А тут на тебе, и тишина. Молчание. Пауза. Неведение. Ты живешь. Друг твой тоже не хворает. А все равно тишина. Все равно яма там, где были шутки, смех, ужины, планы, поездки, события. Яма эта образовалась как-то неожиданно, сама собой и только ширится и глубится. А в остальном, как в песне: «все хорошо, все хорошо».
Люди уходят из нашей жизни постоянно. Кого-то «перерастаем» мы, кто-то нас. Кто-то обижается. Кто-то предает. Кого-то мы теряем по причинам, известным только этим самим потеряшкам. После ухода остается память и послевкусие. Оно, это послевкусие, зависит от самих отношений и от того, как они закончились и закончились ли.
Вкус потери
Чем сильнее мы привязаны к человеку, тем горче вкус потери. Чем больнее нам было от его поступков, тем соленее этот вкус. Иногда он смешивается с перцем желания отомстить, наказать, увидеть его боль и потерю. Иногда же вкус потери бывает пряно-сладким и даже пьянящим, когда человек этот был зубной болью или гвоздем в мозгу, и мы просто не могли дождаться его ухода из нашей жизни.
Но в основном вкус потери всегда горький, соленый и кислый. Кисло терять друзей. Горько осознавать, что мы что-то сделали не так. Да и просто потому, что нас бросили, нас предали, нас потеряли.
А для чего, собственно?
Есть еще одна расхожая фраза: «Люди приходят в нашу жизнь for a reason or for a season» (по какой-то причине, для чего-то или на сезон, на время).
«Вторая половинка» дается нам на каждом шагу, за каждым углом и поворотом. Она дается нам по разным причинам и для различных уроков, этапов и переживаний. Их, этих половинок, может быть несколько, а может быть и сто в жизни человека. И не обязательно это будут романтические половинки противоположного пола.
На одни и те же грабли
Так что же делать? Построить стену между нами и миром, использовать правило 4Н на каждом шагу, закрыться, зашориться и вообще никого и никогда не впускать и не подпускать? Так будет тихо, спокойно, но… Будет скучно, холодно и одиноко.
Человек — существо социальное. Нам просто необходимы друзья, семья, любимые, знакомые, приятели и поклонники. Так что мы продолжаем идти по жизни, тянуться к людям, а они к нам. Сталкиваться, пересекаться, соединяться, наступать на одни и те же грабли, зализывать одни и те же раны…
Иначе мы просто не можем. Мы не хотим быть одни. Мы не хотим не иметь возможности сказать кому-то: «А помнишь?», «А давай поедем!» — и прочее, прочее, прочее.
Щеткой по жизни
Будучи довольно активной на Фейсбуке, я заметила очень странную тенденцию. Многие люди периодически вывешивают очень странные, на мой взгляд, посты. Они сообщают всему миру о том, что будут чистить свой список друзей. И будут в этой миссии беспощадны и безапелляционны. То есть — либо отмечайся и отчитывайся кто ты, что ты и как вы познакомились и подружились, либо вон из списка.
Чистка чистке рознь. Я понимаю, что периодически в эти самые социальные сети попадают совсем не друзья, а очень даже мутные личности. Но они сами отсеиваются в процессе. Да и список можно «чистить» тихонечко, никого не обижая и не ставя себя в дурацкое положение. Лично я против подобных заявлений и акций протеста.
А вот с другой стороны, периодически пройтись «щеткой по жизни» очень даже полезно. Ибо чаще всего сама наша жизнь проходит по нам со щеткой, да такой грубой, что мы потом долго приходим в себя.
Мои друзья уходят
Помните, как у Б. Ахмадулиной: «по улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят…»? Когда я впервые услышала эти слова в новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», я по-детски думала, что это песня-признание ушедшим друзьям, ушедшим из жизни. Теперь, с высоты своих лет и своего горького опыта, я понимаю, что это о все том же «тихом уходе» друзей.
И возникает сам собой вопрос: а друзья ли это? Но наверное, лучше, чем Белла Ахмадулина, и не скажешь…
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,Реклама
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова1959