Кому и зачем нужны… понты?

Реклама
Грандмастер

Что такое понты, знает, наверное, каждый в современном «цивилизованном» обществе. Символы успеха, недоступные некоторым группам населения: дорогие авто, телефоны, одежда. Возможность посещать места, недоступные для «простых смертных». Сколько людей буквально жаждут получить эти «символы», не жалея ни денег, ни времени, а иногда здоровья и жизни. Не зря же говорят в народе: «Понты дороже денег».

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля (1863−1866 гг.) определяет термин «понты» так:

Вероятно слово произошло от слова «понтировать» — играть в банк, штос, против банкомета, ставить куш на карту, которое, в свою очередь произошло от французского ponter (с тем же значением). Человек, который ставит куш на карту, рискует, и выглядит в глазах других, сильным, смелым человеком.

Итак, поставили всё на одну карту. Неизвестную. В глазах окружающих вы герой или героиня. А на самом деле?

Представьте себе, что внешние атрибуты престижа у вас уже есть и вы думаете, что уж теперь-то всё — окружающие будут воспринимать вас как важного, влиятельного человека. Но стали ли вы этим человеком? Если нет, окружающие, даже незнакомые, быстро заметят фальшь. И что дальше? Для кого вы важны? На кого влияете? Или всё это делается только для того, чтобы увидели окружающие. Чтобы позавидовали. Или в крайнем случае, чтобы быть «не хуже других», «соответствовать уровню». Даже если возможностей «соответствовать уровню» может и не хватить.

Реклама

В этой рекламе даже без перевода понятно, как выглядят понты :-)


А теперь давайте подумаем, кто задаёт этот самый «уровень»?

Понты, как и любое излишество, дороги, заразны и опасны.

Во-первых, человек ограничивает свои затраты на саморазвитие, потому что деньги, которые он зарабатывает, тратятся на какую-то внешнюю мишуру. Скоро денег вообще начинает не хватать. Первый кредит, второй… Кредит для того, чтобы отдать прошлый кредит…

Реклама

Во-вторых, всё больше увязает в рабской психологии, оценивая себя с точки зрения «А что люди скажут». Его самооценка начинает зависеть от мнения совершенно чужих ему людей. И эта необходимость «не быть, а казаться» просачивается в подсознание, становясь второй, точнее первой, натурой этого самого человека.

А выгоду от понтов получает только очень узкий слой общества: производители, продвигатели и продаватели этих самых понтов. Плюс те, кто их обслуживает. Именно они и формируют нужное общественное мнение, тот самый «уровень», к которому все должны стремиться.


Простой пример. Человек, у которого нет новой модели айфона, воспринимается в определённых кругах как «нищеброд», достойный лишь презрения. А вот у кого есть «заветная вещица» — да, это «крутые»! Это, конечно, вершина айсберга. Вся структура современной капиталистической экономики, завязанной на максимальное извлечение прибылей, а не на удовлетворение потребностей, как утверждают некоторые. Эта система специально формирует соответствующее «ущербное» общественное мнение. Ну не будет счастливый и самодостаточный человек стоять всю ночь перед дверьми магазина, чтобы выложить 1000 долларов за новую модель телефона, ибо купленная полгода назад уже «устарела»!

Реклама


Вот эта самая «ущербность» и заставляет человека покупать товары и услуги, которые ему или совсем не нужны, или без них можно обойтись. «Ну что вы! А как на это посмотрят окружающие?! Кем они будут меня считать?!» Спешу успокоить: скорее всего, о вас забудут сразу же, как вы скроетесь с глаз. А деньги на «понты» уже заплачены, все, кому нужно, прибыль получили. И вложили часть этой прибыли в дальнейшее формирование «общества ущербных».

Не знаю, как кому, а мне эта суета напоминает «культ карго» у первобытных племён Микронезии. Суть верований проста: появившиеся невесть откуда «боги», т. е. американские солдаты, постоянно ходили строем, переговаривались по рации и вешали на себя железные палки.

Реклама

И было у них великое богатство: тушёнка, крепкая одежда и обувь, стреляющие палки… Всё это привозили им железные птицы или огромные железные лодки, которые изрыгали на острова «карго», т. е. контейнеры с грузом. А когда американцы ушли с островов, дикари, вместо того чтобы выращивать местных свиней и окучивать в огородах картошку, начали строить на полянах «аэродромы» и ходить строем. И ждать, когда прилетят железные птицы (или приплывут большие железные лодки) и привезут им заветное «карго». А дураки пусть в земле ковыряются и свиней кормят. Вот и вымирали эти дикари целыми племенами. От банального голода.

Сравним это с реалиями современного, «цивилизованного» общества. Вся жизнь современного человека — сплошные понты. А что дают эти понты, кроме унижения себя в глазах других, более «успешных и статусных», кроме бездумной растраты времени, денег и нервов?

Реклама

Психологи бьют тревогу. Хроническая депрессия — бич современного «цивилизованного общества». И людей, которые больны «кредитной одержимостью», берущих кредиты, не имея возможности их вернуть, становится всё больше. А на что тратятся эти кредиты? Чаще всего «на статусные товары», чтобы «быть на уровне». Внешнее «долговое благополучие» заканчивается тяжёлыми психологическими расстройствами.

Ну, и что теперь делать? Да всё очень просто! Избавляться от рабской психологии, становиться самодостаточным человеком.

Тратить деньги и время на приобретение новых знаний и опыта, а не на «статусные вещи». Если хотите быть похожим на кого-то, копируйте не его одежду и машину, а стиль мышления. Попытаться прекратить крысиные бега, которые превращают вашу жизнь в маленький филиал ада. Попробовать быть, а не казаться… И банально считать деньги, тратить меньше, чем зарабатываешь.

Да, развивать себя тяжело. Купить в кредит айфон куда легче. Но со временем удовольствия вы получите больше, чем от приобретения ещё одной «игрушки» или «тряпки». Станете более спокойными и уверенными в себе. Счастливыми, наконец!

Реклама