Надо признать, что ученые современности имеют уйму теорий, а какая из них верна — пока на все 100% неизвестно.
Жизнь на планете Земля насчитывает миллиарды лет. Точно никто не знает, но предполагается, что первая жизнь зародилась не то 3.700.000.000 лет назад, не то на 400−500−600 млн лет раньше…
Развитие жизни на Земле шло очень непросто. Когда здесь в силу могучих космических причин был теплый климат, жизнь цвела на всей планете, но случались глобальные катастрофы, во время которых вымирало до 95% всех живых существ.
Только какой-то вид станет ведущим на планете, как трах-бабах — и массовое вымирание данного вида и очень многих других видов, поверхность планеты очищается от жизни. Почти очищается, на дне океанов остается что-то живое.
А потом оставшиеся в живых начинали изо всех сил размножаться, занимая освобожденные вымершими видами животных, растений, морских животных экологические ниши — и снова на Земле начинала кипеть жизнь. Не сразу — иногда через миллионы лет.
В последний раз на Земле вымирали динозавры и свой шанс развиваться получили млекопитающие. Прошли миллионы лет — и появились первые обезьяны.
Около 5.000.000 лет назад в Африке некая обезьяна слезла с дерева. Заставила ее это сделать нужда. Климат в очередной раз немного поменялся. Год за годом деревья в той местности становились все меньше и все реже, жить на деревьях становилось все труднее и голоднее. А внизу, на земле, был свой мир, свои хищники, от которых можно было убежать по деревьям, но невозможно по земле. Этим обезьянам — невозможно.
Заработал естественный отбор. Выжили только те, кто сумел научиться и пораньше замечать опасность, и быстро бегать.
Причем — на двух ногах. А кроме этого, чтобы выжить, им пришлось объединиться, вместе охотиться, вместе защищать детенышей.
А потом одна из обезьян взяла в руку камень. И не просто взяла, как это делали другие обезьяны до нее — она оббила его другим камнем, получив острую кромку, сделав первое рубило. Это и положило начало истории человечества, как бы смешно это ни звучало…
Весьма дальние потомки этой самой обезьяны в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века, производили археологические раскопки на том самом месте и нашли тот самый камень. Ну, или другой, обработанный другой обезьяной. Но точно — тот камень, который обезьяна оббила о другой, чтобы получить режущую кромку. А неподалеку в том же археологическом слое нашли кости обезьяны того самого вида. По черепу было видно — это не человек (антропос), а обезьяна (питек).
Поскольку находка была сделана «на юге», в Африке, назвали его австралопитеком (австрало — южный, питек — обезьяна).
Научившись оббивать камень о камень, обезьяна получила дополнительный шанс выжить и размножиться. Ведь у нее не было той силы, что была у местных хищников, не было их острых когтей и зубов. Зато теперь стая таких обезьян, вооруженных рубилами, могла заставить хищников отступить — слишком мало в обезьянах было мяса и слишком опасно при этом стало нападать на них. Так сказать, овчинка не стоила выделки.
Прошли сотни тысяч лет, а обезьяны так и бродили с каменными рубилами в руках. Выжить и жить они могли только стаями в несколько десятков особей. И делали новые рубила они уже намного быстрее, они получались более острыми и удобными в работе.
Изготовление рубил, совместная охота требовали развития тела и мозга. Из австралопитеков произошли «Человек умелый», а затем — «Человек прямоходящий» («Homo erectus», pardon mua). Древние люди жили племенами, вместе охотились, научились производить сложные орудия труда из камня, умели поддерживать огонь. А значит у них появилась дополнительная защита от хищников и новые возможности в приготовлении пищи.
Человек прямоходящий из Африки распространился по Европе и Азии. Члены племен разговаривали между собой, пользовались шкурами животных, использовали различные орудия труда из камня, дерева, кости, жили в пещерах и использовали огонь.
Но это был еще не человек разумный, не Homo sapiens. Из одного из подвидов человека прямоходящего произошли в разное время и в разных местах неандертальцы и кроманьонцы. Раньше ученые считали, что кроманьонцы — наследники неандертальцев, но генетические исследования показали, что и у кроманьонцев, и у неандертальцев был общий предок.
Просто неандертальцы выделились в свой подвид примерно 800.000 лет назад, а кроманьонцы — на несколько сот тысяч лет позже.
Неандертальцы развивались в сторону грубой силы, а у кроманьонцев был более изощренный ум.
Оба подвида гоминидов столкнулись в Европе около 100.000—80.000 лет назад. Война между ними длилась долго — десятки тысяч лет (что до ее длительности той знаменитой Столетней войне!).
Победили те, кто был умнее. Хотя гены неандертальцев частично вошли в генотип кроманьонцев — перекрестные связи все же были весьма значительны.
Вот, собственно, так это и произошло. В каком-то смысле и впрямь «потихоньку — из обезьянки»…