Действительно, в эру развития образования каждый может попробовать свои силы в литературе (независимо от наличия таланта!) и продвигать в эфире своё творчество. Иногда даже начинает казаться, что пишущих людей в мире скоро станет гораздо больше, чем их читателей — такая намечается тенденция. И найти своего автора в этой литературной мельнице не так-то и легко (куда проще решить этот вопрос было нашим предкам несколько веков назад, когда круг поэтов и беллетристов был не так широк), ведь каждый автор стремится стать не просто известным, но и популярным!
Тут же появилось множество сайтов и платных литературных журналов сомнительной репутации, зазывающих авторов публиковать свои опусы именно у них. Бизнес, построенный на тщеславии литераторов разного уровня дарования и на объективной необходимости продвижения своих творений в народ, в России сейчас процветает. И во главе него стоят весьма хорошо зарабатывающие люди, которые вместо выплаты гонораров авторам (как это было в советские времена), наоборот, берут мзду за публикации.
Такая же картина просматривается и в научной сфере с публикациями научных статей: чем активнее автор, чем он плодовитее, тем большую сумму он должен выложить за публикацию своих научных статей или литературных произведений. В результате такого подхода складывается абсурдная картина: талант, вместо того, чтобы зарабатывать с помощью своих выдающихся способностей, обречен на вечное вымаливание денег у спонсоров или своих покровителей, а общество, которое в конечном итоге будет пожинать плоды его одаренности, готово снять с него последнюю рубашку.
На этом фоне особенно выделяются так называемые литературные коммерческие журналы, издателям которых настолько наплевать и на свою репутацию в обществе, и на качественный уровень того материала, который они издают, что они открыто в социальных сетях размещают свои объявления типа: «Все, у кого нет таланта, но очень хочет публиковаться, обращайтесь к нам, опубликуем!» При этом с весьма комичной припиской: «Мало ли что!» Что подразумевается под этим «мало ли что!» мне, например, не понятно. Зато становится как-то не по себе от подобного рода призывов, которые выглядят одновременно и смешно, и глупо, и в то же время опасно! Опасны они тем, что прельщают неопытные души, которые могут ведь и поверить, что раз их опусы напечатали, значит, они не лишены таланта. Если сюда еще прибавить наивную веру нашего народа в честность и окрыленность печатного слова (когда все поголовно верят, что плохого-то и бездарного не напечатают), то последствия подобной коммерческой «деятельности» могут вырасти во множество человеческих драм тех, кто тяготеет к графомании.
Среди тех, кто публикуется в подобных журналах, бытует мнение, что для них эта платная публикация — всего лишь подарок для своих родных и близких, повод похвастаться перед друзьями: вот, дескать, и меня напечатали, значит, и я могу прозываться гением в узких кругах. Но подобная точка зрения, на мой взгляд, имеет очень зыбкую почву, поскольку всегда и во все времена для людей одаренных печатное слово было не каприз и не сюрприз для приятелей, а весомая и значительная заявка на дальнейшее серьезное творчество. И главным признаком таланта всегда была самокритичность и даже сомнение и боязнь выносить свое творчество на общественный суд, чтобы было потом не стыдно за свою первую публикацию. Примером особо строгого отношения к себе может быть
Мне же хочется прокричать всем этим «издателям», что истинное название их труда заранее и потенциально есть макулатура, подавать которую можно лишь в ключе «сувенирной продукции», как, например, фото на футболках и кружках, а не претендовать на звание литературы.
А закончу свою статью вопросом ко всем, кто читает и пишет: «Можно ли стать Пушкиным за деньги? Или Пушкиным нужно все-таки родиться?»