Можно ли стать Пушкиным за деньги?

Реклама
Мастер

В одной из радиопередач о поэзии своего города я услышала в эфире фразу радиослушательницы (вместо вопроса к выступающему поэту!), она как-то даже обиженно и возмущенно воскликнула: «Что-то слишком много поэтов у нас развелось!» Меня эта реплика натолкнула на размышления…

Действительно, в эру развития образования каждый может попробовать свои силы в литературе (независимо от наличия таланта!) и продвигать в эфире своё творчество. Иногда даже начинает казаться, что пишущих людей в мире скоро станет гораздо больше, чем их читателей — такая намечается тенденция. И найти своего автора в этой литературной мельнице не так-то и легко (куда проще решить этот вопрос было нашим предкам несколько веков назад, когда круг поэтов и беллетристов был не так широк), ведь каждый автор стремится стать не просто известным, но и популярным!

Тут же появилось множество сайтов и платных литературных журналов сомнительной репутации, зазывающих авторов публиковать свои опусы именно у них. Бизнес, построенный на тщеславии литераторов разного уровня дарования и на объективной необходимости продвижения своих творений в народ, в России сейчас процветает. И во главе него стоят весьма хорошо зарабатывающие люди, которые вместо выплаты гонораров авторам (как это было в советские времена), наоборот, берут мзду за публикации.

Реклама

Такая же картина просматривается и в научной сфере с публикациями научных статей: чем активнее автор, чем он плодовитее, тем большую сумму он должен выложить за публикацию своих научных статей или литературных произведений. В результате такого подхода складывается абсурдная картина: талант, вместо того, чтобы зарабатывать с помощью своих выдающихся способностей, обречен на вечное вымаливание денег у спонсоров или своих покровителей, а общество, которое в конечном итоге будет пожинать плоды его одаренности, готово снять с него последнюю рубашку.

Реклама

На этом фоне особенно выделяются так называемые литературные коммерческие журналы, издателям которых настолько наплевать и на свою репутацию в обществе, и на качественный уровень того материала, который они издают, что они открыто в социальных сетях размещают свои объявления типа: «Все, у кого нет таланта, но очень хочет публиковаться, обращайтесь к нам, опубликуем!» При этом с весьма комичной припиской: «Мало ли что!» Что подразумевается под этим «мало ли что!» мне, например, не понятно. Зато становится как-то не по себе от подобного рода призывов, которые выглядят одновременно и смешно, и глупо, и в то же время опасно! Опасны они тем, что прельщают неопытные души, которые могут ведь и поверить, что раз их опусы напечатали, значит, они не лишены таланта. Если сюда еще прибавить наивную веру нашего народа в честность и окрыленность печатного слова (когда все поголовно верят, что плохого-то и бездарного не напечатают), то последствия подобной коммерческой «деятельности» могут вырасти во множество человеческих драм тех, кто тяготеет к графомании.

Реклама

Среди тех, кто публикуется в подобных журналах, бытует мнение, что для них эта платная публикация — всего лишь подарок для своих родных и близких, повод похвастаться перед друзьями: вот, дескать, и меня напечатали, значит, и я могу прозываться гением в узких кругах. Но подобная точка зрения, на мой взгляд, имеет очень зыбкую почву, поскольку всегда и во все времена для людей одаренных печатное слово было не каприз и не сюрприз для приятелей, а весомая и значительная заявка на дальнейшее серьезное творчество. И главным признаком таланта всегда была самокритичность и даже сомнение и боязнь выносить свое творчество на общественный суд, чтобы было потом не стыдно за свою первую публикацию. Примером особо строгого отношения к себе может быть

Реклама
Н. В. Гоголь, который был так недоволен уровнем своего произведения «Мертвые души», что сжег его последующую часть, дабы не быть осмеянным потомками.

Мне же хочется прокричать всем этим «издателям», что истинное название их труда заранее и потенциально есть макулатура, подавать которую можно лишь в ключе «сувенирной продукции», как, например, фото на футболках и кружках, а не претендовать на звание литературы.

А закончу свою статью вопросом ко всем, кто читает и пишет: «Можно ли стать Пушкиным за деньги? Или Пушкиным нужно все-таки родиться?»

Реклама