Успех. Куда мы все спешим?

Реклама
Грандмастер

Сегодня слово «успех» — одно из самых популярных. Оно не сходит с языка разного рода бизнесменов и коммерсантов на телевидении, прививается молодёжи в учебных заведениях, муссируется бабушками на лавочках. «Успех» несёт явно положительные коннотации и смыслы, где бы и кем бы это слово ни употреблялось.

«Успех» — значит, «успеть». Успеть раньше других, быстрее других, ловчее других. Успех реже бывает коллективным, чаще индивидуалистичным, так как успех — продукт конкуренции, всех со всеми. Ну, и, как правило, вся эта спешка сводится к одному: успеть заработать больше денег или урвать кусочек славы, популярности, власти, что позже также должно вылиться в первое.

На первый взгляд, в нашем рыночно ориентированном социуме, чьей целью, в конечном итоге, всегда является получение максимальной прибыли, в успехе нет ничего плохого: индивид старается успеть раньше остальных, употребив свои ум, опыт и силы, заработать на благо себя, своей семьи, своей страны. Соревнуется с другими, конкурирует, старается превзойти, что позволяет ему отточить своё умение в данном предприятии, приобрести опыт и знания. Бежит ли он стометровку на чемпионате мира, или продает яблоки у себя на рынке за углом, он старается превзойти себя и других, сделать это «выше, быстрее, сильнее», а это похвально.

Реклама

Но это только на первый взгляд и только если конкуренция, в которой он старается преуспеть раньше других, справедливая и честная. При более пристальном вглядывании открывается куда более сложная картина. Например, честной борьбы, на самом деле, не существует — ни в спорте, ни при продаже яблок на рынке за углом. Есть только её видимость, для наивного зрителя, который смотрит чемпионат мира по лёгкой атлетике, или для покупателя яблок на местном рынке. Принцип «fair play» давно изжил себя, да и, честно говоря, не заявляли бы о нём только часто, если бы все играли по правилам.

Как в спорте активно применяются разрешённые стимуляторы, так и на рынке торгуют зелёными яблоками, выдавая их за качественную продукцию, изобретая всё новые и новые способы оболванивания наивного зрителя и покупателя. А в бизнесе и того хуже: quod licet Jovi, non licet bovi (что позволено Юпитеру, не позволено быку). Международные корпорации покупают себе право Юпитера, оставляя позади себя «быков» — мелких коммерсантов (добыча нефти и газа, торговля мясом, рыбой, пшеницей

Реклама
и т. д.), государства сохраняют за собой монополии, исключая из них простых граждан (торговля оружием, и т. п.), одни коллеги по работе урывают себе более жирный кусок путём интриг и активнее работая локтями (жирные клиенты, доступ к информации, лучшее место на рынке и т. д.). Успех и чеховская интеллигентность, когда «хорошему человеку неловко даже перед бродячей собакой» — плохая карикатура.

Ещё в бизнесе и стремлении к успеху не действуют правила сострадания, взаимовыручки, честности и порядочности. Они вообще из области хосписов и домов для престарелых, и скорее, недостаток, чем преимущество. Там действуют зафиксированные на бумаге жёсткие правила игры, договорённости (сроки, стоимость, форс-мажоры, компенсации и прибыль), ведущие к выгоде двух сторон (или не ведущие). Конечным итогом всегда является (и должно являться, иначе бизнес перестает быть бизнесом) получение выгоды.

Реклама

Можно ли быть успешным и быть при этом честным? Не знаю. Но уверен, что мысль не понравится всем, кто себя таковыми считает. Лично я нигде — ни на советского образца заводах, ни в международных корпорациях — не видел играющих исключительно по правилам честности и порядочности, а не получения максимальной прибыли. Везде присутствует обман, будь то тонкая хитрость, завуалированное преувеличение достоинств или преуменьшение недостатков.

Коллеги по бизнесу живут и работают по принципу «клювом не щёлкай», «кто не успел, тот опоздал», «слабое звено — вон», а не по христианским заповедям, хотя и могут быть не лишены их напрочь. Если можно обмануть и не понести наказания, получив при этом дополнительную прибыль, бизнес всегда обманет — своих конкурентов, своих сотрудников, назвав это правилами игры. Государство всегда обманет своих граждан (принудит их воевать за интересы элиты, лишит их накоплений в банке, повысит пенсионный возраст или налог на воздух), также дав этому обману нужное благозвучное название и медальку в придачу, например.

Реклама

Можно обманываться первое время, принимая зафиксированные в договоре условия за честность и порядочность, но со временем любой наивный и преисполненный благих намерений осчастливить мир и заодно преуспеть убеждается в том, что не всё так гладко, как на бумаге. Достаточно, например, не выполнить одно из обязательств, чтобы понести убытки. Достаточно заболеть на неделю, чтобы обнаружить себя позади бегущих навстречу успеху коллег, которые из вежливости будут интересоваться вашим здоровьем, но внутренне — ликовать от того, что одним конкурентом меньше.

Стремление к успеху — успеть раньше других, напоминает мне толпу народа на промозглой остановке (нашей жизни) в ожидании автобуса. Народу — сто человек, а мест в автобусе — всего пятьдесят. И когда автобус прибывает, люди кидаются на штурм, чтобы занять лучшие места и вообще впихнуться в автобус, а не остаться на промозглой остановке с носом. Кто оказывается на лучших местах? Кто отвоёвывает место стоять? Кто остаётся с носом?

Нетрудно догадаться, что те, кто активнее работает локтями и коленями, распихивая остальных, оказывается в выигрыше. Те же, кто поинтеллигентнее и не желает давить своих собратьев, остаются стоять под дождём дальше.

Реклама